Председатель комитета по бюджету ЗСНО рассказал о доходах и неэффективных тратах

Куда уходят бюджетные деньги

Правительство Нижегородской области уже приступило к работе над проектом бюджета следующего года. Через пару недель он будет вынесен на обсуждение в комитеты Законодательного собрания региона. Наш разговор с председателем комитета ЗС НО по бюджету и налогам Александром Шароновым об исполнении бюджета нынешнего года, неэффективных тратах и том, на чем же Нижегородская область может экономить, а на чем – зарабатывать.

Куда уходят бюджетные деньги
Фото предоставлено пресс-службой НБД-Банка

– Александр Георгиевич, как идет исполнение регионального бюджета нынешнего года? Все-таки он профицитный или дефицитный?

– Технически он дефицитный. На самом деле он в балансе. Это означает, что дефицит текущего года равняется остаткам на счетах на 1 января текущего года. Они не являются доходами текущего года. Поэтому они либо не расходуются и просто лежат на счетах, либо расходуются, но при этом возникает технический (бухгалтерский) дефицит: получается, что расходы текущего года на эту сумму больше доходов.

– Какие, на ваш взгляд, наиболее важные задачи удалось решить в нынешнем году?

– Год еще не закончился, но в целом исполнение доходной части идет близко к прогнозу. Это очень неплохой результат, поскольку в доходной части был заложен пятнадцатипроцентный рост налога на прибыль. Второе – начало индексации налога на имущество физических лиц. Это достаточно болезненный процесс, но необходимый. Понятно, что раньше или позднее, но налогообложение имущества должно приводиться к рыночной стоимости. Кадастровая оценка к ней близка, хотя и не всегда соответствует. Есть определенные механизмы ее корректировки. Нам предстоит постепенно увеличивать налог, но в любом случае это дело достаточно тяжелое: при нерастущей экономике наращивать растущее налоговое бремя.

– В 2018 году у нас и юбилей Максима Горького, и чемпионат мира. А там не за горами и юбилей Нижнего Новгорода. Область поможет привести город в порядок?

– Это риторический вопрос. И почему-то в будущем времени. А сейчас не помогает разве? В текущем году, например, большинство ресурсов областного бюджета сосредоточено на объектах, так или иначе связанных с проведением чемпионата мира по футболу. Наоборот, вся остальная область была переведена в режим жесткой экономии. Конечно, Нижний Новгород – столица региона, и сорок процентов населения в нем проживает, и больше половины налогооблагаемой базы расположено здесь, но это не значит, что в районах области ничего делать не нужно. Объекты, строящиеся с использованием средств областного бюджета, естественно, в Нижнем Новгороде были, есть и будут всегда.

Сравните объемы финансирования Нижнего Новгорода с другими городами ПФО.

2015 год: Нижний – 25,5 млрд рублей, Уфа – 23,6, Самара – 22,7, Казань 21,9. 2016 год: Нижний Новгород – 28,3 млрд рублей, Уфа – 25,7, Самара – 23,7, Казань – 21,8.

2017 год: Нижний Новгород – 36,2 млрд рублей, Уфа – 23,8, Самара – 27, Казань – 21,9.

Понятно, что помимо этих денег в этих городах, так же как и в Нижнем Новгороде, вкладываются средства субъектов федерации.

– Тем не менее, когда люди приезжают в Казань, они видят, что состояние города лучше. Почему так получается?

– Бюджет Татарстана (грубо) – 240 млрд рублей, бюджет Нижегородской области – 145. Вот этой причины уже достаточно. Возможности помогать развитию столицы региона из регионального бюджета разные. Кроме того, не секрет, что с 90-х годов достаточно длительное время Татарстан вообще не платил федеральные налоги. Потом стал платить в обмен на серьезные субсидии. Их не стало, но регион получает серьезную поддержку на различные мероприятия. Например, 65 млрд рублей на подготовку к Универсиаде. Их потом реструктурировали на 20 лет под 0,5% годовых, причем с условием первые десять лет платить только проценты. Это особенности нашего федеративного устройства. Значительные средства были выделены на тысячелетие Казани.

– Да, многие города к юбилеям привели себя в порядок. Нижнему Новгороду особых денег к 800-летию не обещают.

– Ничего не обещают. Но к чемпионату мира сделано много. Стадион достраивается, новый терминал аэропорта уже работает, реконструкция Молодежного проспекта заканчивается. Станция метро «Стрелка» будет введена в следующем году.

– Но город как был неухоженным, так и остался. Большую Покровскую сейчас благоустраивают, но фасады домов не отремонтированы. Люди прибывают на Московский вокзал, а там рядом домишки покосившиеся, на улице Даля например. И они, видимо, так и останутся не только к чемпионату, но и к юбилею города.

– У нас действительно небогатый регион. Можно сколько угодно спрашивать, почему так получилось, как так получилось. Мы отличаемся от других регионов. У нас нет нефтянки, как в Татарстане. Приватизация была проведена так, что большинство крупных предприятий оказались в вертикально интегрированных компаниях с головными офисами не здесь. Энергетика, нефтехимия, машиностроение – все это в основном имеет управление и налоговое планирование в Москве. Есть приятные исключения, но их немного. Да и отрасли, в которых традиционно специализируется наш регион – машиностроение, оборонка, – не самые процветающие.

– Что нам с этим делать?

– Жить, работать, по мере сил улучшать. Что реально можно сделать – максимально бороться с неэффективными тратами. Именно тут возникают споры при обсуждении проекта бюджета: правильно ли мы делаем, что тратим деньги на те или иные необязательные вещи. Медицина, образование, ЖКХ – обязательные, и затраты на них покрывают почти весь бюджет. Если мы начнем анализировать, какая часть распределяется в результате обсуждения, станет понятно, что это немного. И все наши пожелания не могут быть учтены. Приходится выбирать. Например, нужно ли нам поддерживать спорт высоких достижений, нужно ли строить новые объекты культуры или проиндексировать соцподдержку нуждающимся? Эта дискуссия вечна.

– Жители Шахуньи, я думаю, предпочли бы газ спорту высоких достижений.

– Так легко сказать. Но не хлебом единым жив человек. Есть комплексная задача социально-экономического развития, в том числе и создание условий для здорового образа жизни. У нас построены ФОКи (и будут еще строиться). Ребятишки там занимаются активно. На это нужно тратиться? Но чтобы детей привлечь в секции, нужны примеры успеха. Мирового, российского, регионального масштаба. Нужны звезды, на которых они захотят быть похожими. Именно их примеры толкают к тому, чтобы начать заниматься спортом. А библиотеки? Не так много денег, но все-таки. Давайте их закроем? Только известно, что там, где экономят на библиотеках, там приходится тратиться на тюрьмы. Сложившийся уклад нельзя менять резко. А то у нас и такие есть, которые говорят: «Давайте не будем финансировать спорт. Миллиард целый тратим на спортсменов! Зачем их содержать из бюджета?» Красиво, конечно, звучит. И нерешенных проблем действительно много. Популизм всегда самый простой метод, он доходчивый для поверхностного взгляда. Но жизнь устроена не так просто. Массовый спорт, детский спорт не существуют без спорта высоких достижений. При ограниченности ресурсов приходится выбирать приоритетные направления.

– На чем, по вашему мнению, можно экономить и на чем зарабатывать?

– Не вкладывать деньги в непродуманные проекты, например. На Анкудиновском шоссе построили IT-парк, закопали туда 3 млрд докризисных рублей. На выходе получили административный бизнес-центр с полезной площадью 2600 квадратных метров при общей площади здания 12 500 квадратных метров. Какое отношение это имеет к IT-индустрии? Получили «золотое» административное здание. Эффективность никакая.

– Что теперь с этим делать?

– Это тот вопрос, который депутаты постоянно задают. Вопрос был поставлен как: «Выделяем деньги на IT-парк? Там будет IT-кластер к 2009 году». Конечно, выделяем! Это то, что нужно региону. У нас нет сырья, зарабатывать нужно руками и мозгами. Просто нет ничего другого. Вкладывать можно в промышленность, науку и образование, туризм,IT-индустрию. На это выделяли деньги, но то, что построено, не имеет никакого отношения к тому, что заявлено изначально.

Сейчас строится мультимедийный исторический парк в Главном ярмарочном доме. Отношение неоднозначное. Через четыре года это оборудование морально и физически устареет. А на него выделено более 200 млн рублей областных денег. Проект имиджевый. Он нужен или нет? А если нужен, то в каком комплексе мероприятий будет использоваться? В туризме? Возможно, но тогда нужно комплексное понимание, что нам это даст для увеличения потока туристов и через него рост доходов для региона.

Есть шикарная гостиница в Большом Болдине. Приезжали гости из другого города, удивлялись. Их не пустили в ресторан гостиницы пообедать. Сказали, что только для постояльцев. Ладно бы там все переполнено было, можно было бы понять. Туда тоже в свое время закопали областные деньги. Вот примеры неэффективного расходования денег.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Александр Шаронов: «Регион может зарабатывать руками и головами»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру