В Нижнем Новгороде продолжают обсуждать стратегию развития города

Необходимо проектное управление

7 августа 2017 в 13:04, просмотров: 1979

На минувшей неделе на разных площадках продолжилось обсуждение самых злободневных проблем Нижнего Новгорода – от выработки стратегии города до того, по каким критериям отбирать дворы в программу благоустройства.

В Нижнем Новгороде продолжают обсуждать стратегию развития города

Экспертное бурление

Всплеск общественного бурления, конечно, был вызван активной позицией нового главы города – Елизаветы Солонченко. Политологи, социологи, эксперты встрепенулись, почувствовали себя востребованными и, как обычно, засыпали госпожу мэра советами, что в областном центре нужно срочно привести в порядок.

Большинство идей слишком глобальны, малоэффективны, а нужны работающие механизмы. Проблему парковки в отдельном дворе не решишь организацией общегородской гражданской ассамблеи. А именно с домов, подъездов, дворов и дорог начинается комфорт жителей или их конкретное неудовольствие. Но вызвать людей на диалог и сотрудничество даже в конкретных микрорайонах получается не всегда.

Когда на Нижегородскую область и ее административный центр в этом году из Москвы вдруг «свалился» миллиард рублей (в рамках федеральной программы комфортной городской среды), было очень трудно «пробудить» народную инициативу, выделить дворы, общественные пространства и решить, что же мы там будем делать, очень трудно оперативно решать.

– Приходилось многие проекты не только по благоустройству, но и по школам делать даже за счет депутатских средств, – рассказала Елизавета Солонченко на Нижегородском эксперт-клубе (там обсуждали, как находить компромисс по разным городским вопросам и выстраивать приоритеты).

Потому что одним хочется спортплощадку, другим парковку, третьим детский городок, а кому-то и вовсе садик со скамейками. И нет ничего зазорного в том, что умные районные власти взяли на себя организаторские функции, собрали жителей, предложили им на выбор эскизные проекты, рассказал куратор федерального проекта по комфортной среде, председатель комитета регионального Законодательного собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков на примере своего Автозаводского района. (Кстати, первые конкурсы на 330 млн рублей на дворовое и общественное благоустройство уже объявлены в Автозаводском, Канавинском и Нижегородском районах.)

По мнению Александра Серикова, члена Общественной палаты области, обсуждение проектов по созданию комфортной среды должно начинаться на этапе формирования задания по разработке проекта, иначе потом уже будет поздно что-либо менять.

– Но каждый раз надо задавать вопрос – для скольких жителей тот или иной проект сделает город комфортным? – отмечает он. – Например, благоустройство Большой Покровской сильно увеличивает общее качество жизни горожан, так как это достояние всего Нижнего Новгорода. В первую очередь нужно реализовывать проекты, которые затрагивают интересы минимум 30 процентов жителей города.

Профессор Нижегородского филиала Высшей школы экономики Александр Царьков считает, что в Нижегородской области снова нужно созвать гражданскую ассамблею для разработки стратегии развития.

– Во те времена, когда регион и Нижний Новгород переживали экономический спад, по инициативе полпреда Сергея Кириенко была созвана так называемая Гражданская ассамблея, где были озвучены основные пункты стратегии развития и представили около 100 проектов, из которых были выбраны 30 приоритетных и их запустили в дело, – вспоминает Царьков. – Через несколько лет мы с удивлением отметили, что 75 процентов из них были реализованы. В чем же секрет? Главную роль сыграл энтузиазм исполнителей, которые реализовывали собственные программы.

Эксперт считает, что Нижний Новгород сегодня остро нуждается в качественной транспортной системе и комфортных условиях для пассажиров.

Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Александр Иванов призвал выбрать приоритеты развития города.

– При формировании собственной стратегии развития нужно обсуждение с привлечением максимального числа социальных групп. При этом не следует делить на «имеющих власть» и «простых горожан», первый и второй сорт.

Социолог Александр Прудник попросил «выделенки» – полосы для общественного транспорта на проспектах Ленина и Гагарина.

– Однако нам говорят, что в этом случае все встанет, – удивляется он. – В других городах почему-то не встает, а в Нижнем Новгороде обязательно встанет? Давайте попробуем сделать. Нужно и трамвай отгородить бордюрами от другого транспорта. Нам говорят, что тогда все будет стоять, но в Базеле скоростные трамваи почему-то никому не мешают! Общественный транспорт в Нижнем Новгороде в позорном состоянии. Стыдно, когда в миллионном европейском городе ходят такие маршрутки и такие троллейбусы.

(Тут «группа горожан» Прудника входит в прямые контры с частными перевозчиками, которые никак не хотят менять подвижной состав.)

– Мне жаль, что Нижний Новгород растерял свой креативный потенциал, – заключает Прудник. – Казань, Самара «звучат», даже Чебоксары звучат. А Нижний Новгород нигде не звучит. Надо нам найти проекты, о которых заговорят на федеральном уровне.

Горожанин хочет конкретных решений

Поиск креативных решений продолжился на заседании Проектного совета при главе города 31 августа, на котором обсуждалась стратегия развития города до 2022 года. Как отметила глава города, стратегия Нижнего Новгорода будет разрабатываться с учетом региональной. Она будет состоять из совокупности проектов, каждый из которых направлен на улучшение качества жизни нижегородцев и затрагивает интересы не менее 30 процентов населения города.

Заместитель главы администрации города Ирина Кудрявцева представила стратегию, которая была разработана в 2011 году, объемный документ, учитывающий массу показателей, но сегодня требует корректировок с учетом изменений в экономической сфере.

Ряд присутствующих экспертов считает, что к Нижнему Новгороду нужно подходить совсем с другими лекалами.

– Наш город роскошный, глубинный, невероятно замечательный, у нас есть все! Но нужно сделать так, чтобы о Нижнем Новгороде заговорили, чтобы он стал модным, чтобы его попросили участвовать в федеральных программах, – уверена профессор, доктор философских наук Татьяна Арсеньева. – А для этого нам нужно продумать стратегию информационного сопровождения города, не только первого лица, а в целом город должен стать информационно привлекательным, открытым!

– Стратегия развития города – это хорошо, но с тех пор как городам нужно было ее иметь, прошло много лет, – рассуждает руководитель управления ФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович. – Сегодня человек атомизировался, ему уже не нужно входить в разные группы населения, выражающие чьи-либо интересы. Он просто гражданин, житель, но его пожелания тоже каким-то образом надо учитывать. Кроме того, выросло целое поколение людей с «непромытыми» мозгами, которым советская идеология незнакома. У них свободное, рыночное, социально ориентированное сознание.

Изменилась и демография, миграционный состав населения: в городах появились сообщества, этнические, конфессиональные. Это сейчас они занимаются рытьем канав, прокладкой кабелей… завтра они, возможно, захотят интегрироваться в городскую культуру, но кто об этом спрашивал? Подрастают их детки, смышленые, активные, интересующиеся, они учатся в наших школах. Но опять же кто их спрашивал, чего они хотят от нашего города? Хотят ли они остаться или уехать? Все эти вопросы тоже надо задавать, когда мы думаем, как развивать город.

В заключение Теодорович сказал, что хорошие вещи обычно получаются «по любви и без денег», а инвесторы начинают вкладываться в развитие города, в городские проекты, когда видят, что власти тоже прикладывают усилия.

Войти в каждый район

Председатель постоянной комиссии городской Думы по развитию города, строительству и архитектуре Андрей Дранишников подчеркнул, что нужно ориентироваться не только на интегральные показатели, но и провести оценку состояния каждого района города.

– Это прежде всего качество дорог, наличие культурных учреждений, спортивных сооружений, – уточнил он, – и надо говорить по всем восьми районам города. Эти показатели «плавающие»: где-то достаточно спортивных сооружений, где-то недостаточно, где-то больше ветхого фонда и т. д. Все надо увязать в единую структуру, для того чтобы мы с вами опять не получили районы престижные и районы не престижные. Во-вторых, не хотелось бы, чтобы мы с вами сделали то, что не смогли бы «съесть». Самое главное, чтобы наши с вами проекты были подкреплены теми финансами, которые у нас есть на сегодняшний день.

– Товарищи, давайте не путать стратегию и тактику, – предупреждает председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман. – Мы все единодушны в понимании ключевой задачи – а для чего стратегия? Не для того, чтобы она лежала на полке, как справедливо сказал Михаил Теодорович, а чтобы она работала. Мы хотим иметь город как максимально комфортную среду обитания. Это главная стратегия. Дальше – тактика, в которой стоят озеленение, детсады, школы, транспорт социальный, коммерческий, в шаговой доступности магазины и т. д.

Ключевая цель – создание комфортной среды обитания, чтобы человеку было комфортно. Нужны планы – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Для того чтобы создать инвестиционно заинтересованную среду, надо, чтобы человеку было комфортно. И предприниматели, которые открывают производство или работают в сфере услуг, смотрят, где можно учиться, где детсад для ребенка, школа, институт, у них должны быть места отдыха, у них должны быть комфортные и разумные по ценам магазины и т. д.

– Проекты, формирующие стратегию развития города, должны быть крупными, затрагивающими интересы не менее 30 процентов нижегородцев. Проектный подход уже задан на федеральном уровне, поэтому необходимо проектное управление и создание проектного офиса в администрации города. Это позволит связать наши приоритетные проекты с муниципальными программами в рамках бюджета и количественные показатели, – подвела итог Елизавета Солонченко.




Партнеры