Балахна тоже хочет стать визитной карточкой региона

Еще один «Этноград» с «художественным промыслом»

Каждый год по весне нижегородцев охватывает тоска по водной глади и возникает проблема малой речной пассажирской навигации. Потребность в небольших скоростных судах, «речных автобусах», очевидно есть, и она уже начинает решаться, но вопрос в экономике и инфраструктуре.

Еще один «Этноград» с «художественным промыслом»

«Валдай» вместо «ракет» и «метеоров»

Добраться из Нижнего Новгорода до того же суперэкскурсионного села Макарья с его знаменитым монастырем или Балахны, Чкаловска, Городца, не говоря про Бор, раньше было вполне возможно, круизных теплоходов для этого не требовалось. Сегодня, с уходом из Нижнего Новгорода небольших судов, в том числе на подводных крыльях: «ракет», «метеоров», «восходов» и т. п., до малых речных городов невозможно быстро по реке доехать. Прогулочные, дневные и двухдневные туры – это для других, неспешных туристов.

Ранее в кулуарах говорили о том, что к чемпионату мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде может появиться дополнительный речной транспорт. Однако пока подробностей никаких. Более того, возможно, по соображениям безопасности передвижение по Волге и Оке в период мундиаля могут, напротив, ограничить. И соответствующее (рамочное) распоряжение президента РФ уже издано.

Транспортное обеспечение на период большого наплыва гостей в Нижний Новгород в 2018 году прорабатывается в комплексе, говорят ответственные лица, и по этому поводу будут сделаны специальные заявления и разъяснения.

На форуме «Великие реки – 2017», который проходил на Нижегородской ярмарке на минувшей неделе, Алла Морозова, начальник отдела по туризму кабмина области, рассказала про перспективу возобновления скоростного речного движения.

Речь идет о первом судне нового проекта «Валдай-45Р», которое должно прийти на смену «ракетам», «метеорам». Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева завершает строительство скоростного судна на подводных крыльях. Летом 2017 года будет спущен на воду пилотный «Валдай». Затем начнутся его ходовые испытания и опытная эксплуатация. Финансирование производства ведется при поддержке Минпромторга России по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». Как сообщают проектировщики, первый «Валдай» обойдется бюджету примерно в 80 миллионов рублей. При серийном производстве ожидается снижение цены примерно на 15 миллионов за единицу. Скоростные суда на подводных крыльях в России не строились серийно много лет, и сейчас за реализацией нового проекта следят многие эксперты отрасли и эксплуатанты.

Нам нужны скорости

21-метровый «Валдай-45Р», с повышенной эффективностью постройки и эксплуатации судна и уровнем динамических характеристик, дальностью плавания и большим межремонтным интервалом, может перевозить до 45 пассажиров со скоростью до 60 км/ч. В его конструкции использованы композиционные материалы и алюминиевые сплавы. В 2019–2025 годах в Нижнем Новгороде рассчитывают собрать около 20 серийных «Валдаев». Скоростной речной транспорт вызывает большой интерес у потенциальных заказчиков не только из России.

«Перспектива у “Валдая” очень хорошая, – отмечает Морозова. – Приезжали к нам известные туроператоры, и, посмотрев все в Нижнем Новгороде, они сказали: “Ваша стратегия развития – скоростные суда”. Нам, нашим туристам нужны скорости, говорили они, нужно посетить больше мест, больше достопримечательностей за короткое время. Два часа в пути иностранцы еще могут выдержать, а четыре – уже проблематично. Главное, чтобы новые суда были недорогими, по силе и по возможностям туроператорам, чтобы они могли взять в аренду или купить в собственность».

По словам Морозовой, до конца 2019 года планируется спустить на воду два судна «Валдай».

Как бы пригодились эти «подводные крылья» для путешествий в Балахну, которая приехала на «Великие реки» тоже с новым проектом – «Этноградом» вместо громко презентованной несколько лет назад «Мининской слободы». Правда, пока идея представлена как местная инициатива, без областной поддержки.

«Подготовка региона к ЧМ-2018 приостановила реализацию заявленного ранее проекта “«Мининская слобода” в Балахне», – пояснила собравшимся Алла Морозова.

Напомним, строительство музейно-туристического комплекса на родине Кузьмы Минина планировали начать в 2011 году и завершить к 2015-му, приурочив к 400-летию нижегородского ополчения, как заявлял тогдашний министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза.

В состав комплекса должны были войти воеводская усадьба с конюшней, трактир, гостиница, лодочная станция, сувенирная лавка объекты соляного промысла, модель судоверфи – памятник судостроителям, деревянная часовня, а встречать туристов должен был «сам Минин». Планировалось даже построить в Балахне чуть ли не санаторий с лечебными соляными камерами.

Промыслы – на набережной Волги

Проект «Мининской слободы» в районе Советской улицы в Балахне в рекреационной зоне был разработан, проведены даже серьезные археологические работы, в результате которых нашли некоторые предметы соляного промысла. Но финансирование так и пошло – тогда требовалось закончить оптический театр во Владимирском на Светлояре.

Теперь в Балахне родился другой туристический проект – «Этногород», который на ярмарке презентовали Николай Смирнов, гендиректор фонда народных художественных промыслов, и директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса Марина Карташова.

Предполагается, что на набережной Балахны будут построены домики-мастерские, где разместятся порядка 30 видов народно-художественных промыслов Нижегородской области, здесь же запланированы выставочные, исторические площадки, соответствующая инфраструктура, гостиница, общепит.

О том, как зарождался проект, рассказал Николай Смирнов, главный попечитель и заступник нижегородских народных художественных промыслов.

В прошлом году состоялся автопробег с участием чиновников и бизнеса по местам бытования народных промыслов Нижегородской области. Делегация на колесах посетила и Балахнинский музейный историко-художественный комплекс. Его директор кандидат исторических наук Мария Карташова показала гостям музей Кузьмы Минина, усадьбу купца Худякова, дом Плотникова. «Балахна богата мастеровыми, – говорит Смирнов, – здесь обитают пять видов худ промыслов. Мы с депутатом Законодательного собрания Александром Глушковым тогда прогулялись по великолепной набережной Волги в Балахне и там обсудили идею воссоздать здесь всю палитру наших промыслов. Представляете – сосредоточить, объединить в одном месте большинство наших промыслов. Будут представлены и муниципалитеты, где эти промыслы существуют. Ну как еще можно за один день побывать и в Шахунье, и в Вознесенском? Это почти 400 км от Нижнего. А так можно будет познакомиться со всеми НХП, посмотреть, как работают мастера на красивой набережной. Каждому МСУ отведут площадки».

«В одном месте мы отработаем вопросы развития бизнеса, гостиничного, туристического, вопросы художественных промыслов, культуры, образования. И это не завиральная идея, – говорит Смирнов. – К набережной уже подведены коммуникации. Есть уже концепция, сметное финансирование “Этногорода”, а проекту всего несколько месяцев».

«Есть очень важное транспортное преимущество – доступность Балахны, она близко к Нижнему Новгороду, – говорит Мария Карташова, – на электричке добираться очень удобно. В рамках этого проекта будет не только благоустроена территория исторического центра города, набережная, но и восстановлен в прежнем виде Борисоглебский храм. На набережной планируется создать ряд тематических музеев, выставочных, культурных и исторических площадок. Не только на основе местного балахнинского контекста, но и с размахом на всю Нижегородскую губернию. Туристический потенциал Балахны огромен, этот проект может стать визитной карточкой всей Нижегородской области. 29 промыслов хотим представить, каждый объект должен выглядеть по-особенному, хотим привлечь частный капитал, сделать кафе, гостиницу».

«У балахнинцев есть энергетика»

«Гости смогут попробовать здесь настоящую нижегородскую кухню, посмотреть посуду, – продолжает Карташова. – Доминантой и первым этапом реализации проекта должна стать церковь Бориса и Глеба. Она в годы советской власти была снесена, на ее месте сделали кинотеатр “Восток”. Следующим этапом станет “Мининская усадьба”, где мы соединим прошлое настоящее и будущее, там будут представлены соляной промысел, дом кружевницы, жбанниковская свистулька».

Самый яркий балахнинский мастер Евгений Тимофеев уже делает свистульки в виде самовара. Секреты ремесла он получил от своей матушки Прасковьи Степановны, которая посвятила жбанниковской свистульке всю жизнь и была членом Союза художников СССР. А в Конёве остались ещё стеклодувы, умеющие делать уникальные вещи. Они могут конкурировать с лучшими зарубежными мастерами.

«И третьим этапом, – отмечает Карташова, – будет строительство домиков-мастерских. Наш депутат Александр Глушков ведет переговоры по привлечению в проект других районов, в частности Володарского, где была развита обработка кожи. 2,5 млн рублей закладывается в местном бюджете на проектно-сметную документацию, сроки реализации мы рассчитываем пять-семь лет. Но когда есть содружество “промыслы – власть – районы”, я думаю у нас все получится».

Зачем ехать в Варнавино?

Однако неожиданно идея «Этнограда» вызвала бурную реакцию.

«Но этим проектом вы ставите под вопрос, зачем туристу ехать в ту же Шахунью, Варнавино, если все будет представлено на одной набережной? Вы ставите под угрозу другие районы в плане туристического интереса! – возмутилась Екатерина Катамашвили, сооснователь проекта «“Нижегородское золотое кольцо народных художественных промыслов” (Москва). – Мы должны развивать территории, делать их привлекательными, а не обеднять. В том же Семенове, Городце представлены свои промыслы – вот это наше, а это не наше, они никого не обкрадывают! Они не покушаются на другие самобытные вещи». А почему не в Нижнем Новгороде представить все промыслы? Или сделать межрегиональный проект!»

«Я представил, как от набережной Стрелки отходит такой катер, скоростное судно и пристает к балахнинской набережной, где наши промыслы представлены, – говорит известный нижегородский экономист Василий Козлов. – Это было бы замечательно. Я уважаю мечтателей, с симпатией отношусь к фантазерам, но это противоречие, которое было подмечено, вполне разрешимо, если Балахну рассматривать, как такую “точку входа” в другие районные местные турпроекты. Но диссонанс в другом: я был в Балахне, там рядом с красивыми историческими усадьбами висит огромный рекламный плакат, где написано – “Суши-бар”, мусор валяется. Вот в чем проблема, вот что меня резануло. А смысл обретается только в контексте, в гармонии, и восприятие ваших усилий может быть смазано. Вам нужно показать лучшее с эстетическими фильтрами. Чтобы не было диссонанса».

Кстати, представители Балахны заявили, что проект «Этнограда» рассматривался на федеральном уровне, поскольку Балахна входит в список моногородов и любое начинание, которое дает рабочие места, очень ценится.

«Меня всегда убивают эти слова: “рассматривался”, “обсуждался”, – не сдержался Николай Гировка, завкафедрой туризма и сервиса ННГАСУ. – Кем рассматривался, что обсуждалось, где результат? А вы с экспертами советовались? У нас зачастую так: сначала построят, а затем начинают думать – а кто сюда поедет?»

«Этот проект ничем не угрожает другим художественным промыслам, – резюмировал Николай Смирнов. – Если со стороны государства не будет финансовых вложений и заботы, то промыслы могут быть “убиты” в результате других действий. И никакими фильмами, книжками, рассказами мы их не спасем».

И с этим, кажется, никто не спорит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру