Проблемы профильного образования обсудили в Нижегородской консерватории

Достояние России – Нижегородская государственная консерватория имени Глинки – находится в положении Золушки. Официально она участник российской образовательной системы со всеми вытекающими обязанностями, но будучи вузом творческим, имеющим специфическую направленность, заботливого учредителя в лице Министерства образования РФ не имеет, а для Министерства культуры России вузы и образование в целом – актив непрофильный.

Проблемы профильного образования обсудили в Нижегородской консерватории

В известной сказке Шарля Перро судьба бедняжки решилась просто. «Сбегай-ка на огород да принеси мне оттуда большую тыкву», – сказала Золушке крестная. Пока девушка соображала, «каким образом простая тыква поможет ей попасть на королевский бал», крестная взмахнула волшебной палочкой. Она оказалась феей, вот и весь секрет. Проблемы творческого образования в России требуют не менее радикальных решений.

Намедни они обсуждались на прошедшем в стенах Нижегородской консерватории круглом столе с председателем комитета по образованию и науке Государственной думы России Вячеславом Никоновым. По степени влияния и уровню вовлеченности в процессы государственного управления нижегородцам он напоминает фею, но методы работы у него другие.

«В начале предоставим слово Вячеславу Алексеевичу», – обратился к собравшимся ректор консерватории Эдуард Фертельмейстер. В ожидании взмаха волшебной палочки участники мероприятия замерли.

«Нет-нет, – мягко поправил Никонов и взмахнул шариковой ручкой, приготовившись записывать. – Я могу говорить долго, но хотел бы услышать о том, что волнует вас».

Беглое перечисление проблем, с которыми сталкиваются образовательные организации творческой направленности – помимо консерватории в Нижегородской области функционируют семь учреждений профессионального образования данного профиля, – заняло полтора часа. Во главе угла – нехватка финансирования. Министерство культуры его сокращает. Спит Золушка на колючей соломенной подстилке, носит старенькое платьице. В результате угасает интерес молодежи к академической музыке, падает прием.

Мы пытаемся что-то сделать, но на содержание здания, приобретение инструментов деньги выделяются в малом количестве, – развел руками Эдуард Фертельмейстер. – Мы многого не можем себе позволить. А еще надо покупать рояль…»

Покупать за большие деньги за рубежом. Сыр российские производители варить научились, но производства музыкальных инструментов импортозамещение практически не коснулось. Впрочем, многие организации не добираются до рояля даже в мыслях. Головы их руководителей заняты поиском средств на самое элементарное: учебники, медицинское обследование, повышение квалификации преподавательского состава. Денег на это не дают, но обеспечить показатели надо, иначе штраф. Не обеспеченные достаточным финансовым ресурсом образовательные учреждения – лакомый кусочек для проверяющих органов, и они бессовестно его «кошмарят». Рособрнадзор, Роспотребнадзор, контрольно-ревизионное управление, прокуратура – в России около 140 регулирующих органов и свыше 300 форм отчетности по 16 тысячам позиций. Проверки не только отнимают время, но и выгребают деньги из карманов и без того небогатых организаций.

Руководители нижегородских музыкального и хорового училищ тоже устали от многочисленных серьезных проверок, причем плановых из них – единицы.

Есть у творческого образования и другие проблемы. Они в основном общие для российской образовательной системы, но с небольшими особенностями. Вячеслав Никонов отложил ручку, и последняя надежда на превращение тыквы растаяла. Он подробно коснулся каждого из поднятых на круглом столе вопросов и, как выяснилось, с каждым из них хорошо знаком. Все они находятся в той или иной стадии решения, но клубок сильно запутался и требует времени. «Это как гидра многоголовая, – сравнил депутат. – Отрубаешь одну голову, тут же вырастает другая». Однако кое-чем нижегородцы его все-таки удивили.

«Раньше главным государственным экзаменом было концертное исполнение, сегодня основной итоговой аттестационной работой является письменный реферат, – рассказал Эдуард Фертельмейстер. – Теоретически по закону, сегодня, не исполняя концертную программу, можно получить диплом музыканта-исполнителя».

Вячеслав Никонов попросил представить проблемные для учреждения вопросы в письменном виде, пообещал заняться ими, учитывая специфику творческого образования, и, осаждаемый многочисленными просителями, покинул консерваторию. «Золушка долго смотрела вслед, а когда карета исчезла за поворотом, закрыла лицо руками и горько заплакала».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Фея для Золушки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру