Депутат гордумы Нижнего Новгорода призывает искать "черные дыры" в бюджете

Муниципальные предприятия должны зарабатывать

В ноябре в Думе Нижнего Новгорода был избран новый председатель комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству. Им стал генеральный директор АО «Завод “Красный Якорь”» Дмитрий Барыкин. Сегодняшний разговор – об экономике, работе знакового для нашего города предприятия и эффективности управления городом.

Муниципальные предприятия должны зарабатывать

– Дмитрий Зотович, каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние экономики города, региона? Как себя чувствуют промышленные предприятия, малые предприятия? Потому что от этого в итоге зависит все: бюджет, благоустройство, состояние домов и дорог.

– В Нижегородской области множество предприятий оборонно-промышленного комплекса, среди которых есть уникальные, связанные с электронной, атомной промышленностью, тяжелым машиностроением. Присутствуют в регионе и научно-исследовательские институты, которые работают для различных подотраслей ВПК. Сейчас идет перевооружение российской армии, и кризисные явления в Нижегородской области несколько компенсируются серьезными вливаниями федерального бюджета в оборонзаказ. В этой сфере наблюдается даже рост заработной платы.

– Но опять-таки в оборонной промышленности?

– Получается, что и в среднем по городу тоже. В ОПК рост больше, но и другие отрасли подтягиваются. Разумеется, где-то есть и падение, однако в среднем налоговые отчисления выросли на 3–4%. Во всяком случае такова сегодня официальная статистика.

– То есть все не так плохо?

– Я считаю, что те, кто хочет работать и зарабатывать, могут делать это при любом кризисе. Просто не все соотносят свои желания и возможности. Некоторые не согласны работать за небольшие деньги, но, оставаясь без работы, теряют квалификацию и свою ценность на рынке труда. Как бы ни было трудно, нужно стараться работать. Кстати, официальная статистика показывает, что у нас в регионе один из самых низких в России уровней безработицы.

Думаю, что в 2017 году Россия продолжит вливания в оборонную отрасль и промышленное производство будет расти. На некоторых предприятиях ОПК рост уже составил до 1000%. При этом российская экономика все так же продолжает зависеть от цен на сырье на мировых рынках. Завод «Красный Якорь» производит шахтные цепи, и как только цены на уголь пошли вверх, у нас ожили продажи этого вида продукции. Мы уже заключаем контракты с полугодовым горизонтом планирования.

После 2018 года инвестиции государства должны переместиться в гражданскую отрасль. Каким образом это произойдет, пока непонятно.

– Как в этой ситуации завод «Красный Якорь» себя чувствует?

– Как и большинство других промышленных предприятий. У завода есть заказы, идет работа над перспективной продукцией, а параллельно модернизируем производство. Если бы курс рубля был послабее – например, доллар в районе 80 рублей, – нам было бы еще лучше. Это предоставило бы возможность переориентировать российские предприятия на покупку российской продукции.

– Каковы перспективы у завода на ближайшее время?

– Завод «Красный Якорь» восстанавливает связи, которые у предприятия были в советские годы. Например, сейчас возрождаем отношения с Азербайджаном. Посетили республику в составе российской бизнес-миссии, установили прямые контакты, обсудили условия, и все идет к подписанию контрактов на поставку цепей для судов сопровождения и нефтяных платформ.

Предприятие участвует в российской госпрограмме по освоению Арктики – мы разработали и начали производство цепей для ледоколов и нефтяных платформ арктического шельфа. Эти цепи уникальны и раньше в России не производились: температура эксплуатации до –50 градусов по Цельсию, срок службы – 30 лет.

Завод «Красный Якорь» начинает второй этап модернизации, который будет завершен к 120-летию завода, в 2018 году.

– Давайте поговорим о работе комиссии по экономике. Что сейчас для нее наиболее актуально?

– Сейчас комиссия городской Думы по экономике как раз готовит план работы на первое полугодие 2017 года. Прежде всего будем уделять внимание инвестиционному климату в городе, созданию необходимых условий для малого и среднего бизнеса. Я именно в этом вижу свою первоочередную задачу. Все остальное находится в рамках компетенции областного Законодательного собрания и Государственной Думы, куда мы готовы выходить с инициативами, если это будет необходимо.

– Нынче многие предприниматели жалуются на ужесточение проверок, наложение огромных штрафов, которые ставят компании на грань выживания. Работает ли комиссия по таким обращениям?

– Мы готовы принять участие в рассмотрении подобных ситуаций и помочь. Если нам не хватит полномочий, мы выйдем на более высокий уровень, пригласим к диалогу чиновников, налоговую и таможенную службы, управление Роспотребнадзора. Думаю, имеет смысл создать в городской Думе антиконфликтную комиссию для рассмотрения таких обращений. Сегодня защита интересов малого и среднего бизнеса стала государственной задачей. Предпринимательство – это одна из точек роста нашей экономики. Известный факт: кризис легче переживают страны, где доля малого и среднего бизнеса составляет 50% и выше. Поэтому нельзя относиться к малым компаниям свысока: они и есть наша подушка безопасности, которую надо беречь.

– Вы начали работу с неэффективными муниципальными предприятиями, чтобы перестать финансировать из бюджета те из них, которые не несут социальной нагрузки. Можно ли привести примеры? Что ждет эти предприятия?

– Начала эту работу администрация Нижнего Новгорода, а нас, депутатов, привлекли в качестве поддержки. Каждое муниципальное предприятие создается для оказания населению социально значимых услуг. Эти затраты и компенсируются из бюджета. Но порой оказывается, что муниципальные предприятия никаких социально значимых услуг не предоставляют, предпочитая коммерческие, что не мешает им осваивать десятки миллионов бюджетных рублей. И зарплаты в таких МП иногда выше, чем у муниципальных служащих. Вот такие предприятия должны перестать получать финансирование из бюджета и начать зарабатывать самостоятельно.

– Примеры есть?

– Я бы подождал с примерами. Каждому муниципальному предприятию дан срок для доказательства своей эффективности. Городская администрация серьезно взялась за эту работу. Думаю, что те МП, которые по итогам года огорчат город своими финансовыми результатами, в следующем году будут ликвидироваться.

– Сейчас рассматривается возможность заключения концессионного соглашения по Теплоэнерго. Вы высказали мнение, что можно обойтись и без него. При этом сослались на опыт аналогичного соглашения с Водоканалом. Каково сейчас положение этих предприятий? Могут ли они выжить без заемных средств?

– Я вхожу в совет директоров Нижегородского водоканала, и мне хотелось бы знать, каковы же результаты проведенной концессии, на примере этого предприятия. Думаю, что в ближайшее время мы с коллегами увидим эти цифры и поймем, позволяет ли концессия сэкономить серьезные средства и при этом провести полноценную модернизацию. Решение по Теплоэнерго стоит принимать, только оценив свой прежний опыт.

– Если говорить о бюджете следующего года, увеличение доходной части – это реально?

– У Нижнего Новгорода немало возможностей зарабатывать самому и даже получать дополнительные доходы. Например, в 2016 году городская администрация получила дополнительно почти 2 млрд рублей. И я уверен, что эту сумму можно увеличить, если грамотно управлять муниципальным имуществом и уметь находить «черные дыры», в которые утекают городские финансы. На сегодняшний день эффективность работы городской администрации в этом направлении приближается, по моей оценке, к 50%. И совместная работа с городской Думой поможет повысить этот показатель.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Дмитрий Барыкин: «Городская власть ликвидирует “черные дыры”»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру