Ситуация на рынке ОСАГО только ухудшается

Не обошлось без курьезов

 Дополнения к закону об ОСАГО уже вовсю действуют, и настало время подвести некоторые итоги. Увы, на практике ситуация не изменилась: как показывают форумы нижегородских автомобилистов, полис автогражданки можно получить только с «нагрузкой», а многие страховые компании вообще приостановили их продажу.

 

 

Не обошлось без курьезов

 Телефоны не отвечают

Начнем с занимательной математики. С 1-го октября базовый тариф ОСАГО увеличен на 30 процентов, а лимит выплат - более чем в три раза, до 400 тысяч рублей. На что имеется соответствующее указание Центробанка «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов». И по нему предусматривается не фиксированный тариф (как было раньше при минимальной ставке 1980 рублей), а своеобразный тарифный коридор. То есть страховщики вправе сами рассчитать стоимость полиса в рамках между 2440 и 2574 рублями. Плюс повышающие коэффициенты – мощность авто, стаж вождения, аварийность и т.д.

На практике повышение тарифов не обошлось без курьезов. Проще говоря, чтобы ввести новые тарифы, нужно юридически отменить старые. Это было сделано за несколько дней до введения новых тарифов. И в результате страховщики вынуждены продавать новые полисы по старым ценам. Чего им делать совсем не хотелось. И они вообще остановили продажи. Как обычно это мотивируют, мы рассказывали в предыдущих выпусках «МК в Нижнем». Но на этот раз появился еще один нюанс. Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил, что до 31 марта 2015 года можно использовать старые бланки полисов. Но страховая сумма по ним должна быть в соответствии с новым законодательством – 400 тысяч рублей. Как это делать, страховщики тоже не знают... Пока же большую компенсацию могут получить только те, кто купил полис после 1 октября сего года.

Теперь результаты небольшого мониторинга. За его точность ручаться сложно, но определенные закономерности он характеризует наглядно. «Впереди планеты всей» вновь оказался уже печально любимый нижегородскими автомобилистами «Росгосстрах». Там спокойно можно купить полис с «допами» почти в два раза дороже. Для среднего автомобиля (в нашем случае – пятилетнего «Renault SR», объем двигателя 1,6 литра) он обойдется где-то в 4,5 тысячи рублей. Более мелкие компании по-прежнему пользуются определенными ухищрениями: в одних говорят, что полисы только для старых клиентов, в других предлагают записаться в очередь и т.д. В некоторых компаниях телефоны вообще не отвечают. По телефону горячей линии одного из страховщиков заявили, что их сотрудники «консультаций по ОСАГО не дают». Так что нижегородский «цивилизованный рынок» больше напоминает детский сад: я глазки закрою, и меня никто не заметит!

Кстати, с 1 сентября страховщики обязаны в течение 20 дней со дня получения от потерпевшего полного пакета документов урегулировать убыток. Информации о положительных примерах пока не поступало. С 1 сентября пострадавший в ДТП имеет право на выбор выплаты: ремонт за счет страховщика или денежное вознаграждение. Увы, и здесь есть подводный камень – у страховой компании должен быть договор с лицензированными станциями техобслуживания. А поскольку ответственность за качество работы возлагается на компанию, а не на сервис, то здесь возможны два варианта развития событий. Во-первых, многие компании разорвут договоры с техцентрами, что обычного автомобилиста мало интересует. А во-вторых, здесь сервис может спокойно поднять цену выше страховой премии, а разницу придется выплачивать из своего кармана. И закон здесь бессилен.... Есть и другие подводные камни, о которых мы поговорим позже.

«Допы» останутся

Аналитики отмечают, что это подобная неразбериха - временное явление. Уже вступили в силу новые тарифы, и торговля постепенно пойдет. Но с «дополнительными услугами» - страховщики от своего лакомого куска ни за что не откажутся! Изменения ситуации можно ждать только весной следующего года - 1 апреля тарифы ОСАГО будут в очередной раз пересматриваться. Но водители уже ни во что не верят. Да и сами страховщики не радуются росту тарифов. Для них этого мало.

По идее, государственная политика здесь должна соблюдать баланс интересов. Увы, рост тарифов из-за увеличения страховой премии не нашел поддержки населения. В первую очередь из-за того, что страховщики не горят желанием выплачивать деньги и используют все возможности, чтобы этого не делать. Самый распространенный вариант – «свои» оценщики.

И здесь уместно обратиться к нюансам, которые уже заметили столичные водители. В первую очередь это касается понятия «европротокол». Это специальная форма извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники, без участия сотрудников полиции, и которая подтверждает право потерпевшего на получение страховой выплаты по ОСАГО. Для жителей обеих столиц это долгожданное и полезное новшество: договорились между собой противоположные стороны – зачем же стражей дорог от дел отвлекать?! Увы, в российской провинции на практике оформить бумаги для страховой компании без сотрудников ДПС не реально. В первую очередь потому, что на высшем уровне до сих пор не принят документ, в котором перечисляются технические устройства для фиксации повреждений и требования к ним. Так что если вы видите баннеры на эту тему, как ,например, на въезде в Щербинки, не верьте им.

Есть и еще один нюанс, который на Нижегородчине пока не афишируется. В Москве страховщики получили доступ к городским камерам наружного наблюдения. То есть страховая компания может запросить видеоматериалы с них для каждого конкретного страхового случая. Пока это происходит в рамках эксперимента, который продлится до января следующего года. Новшество интересное: беспристрастная камера должна исключить мошенничества. Увы, простые водители увидели здесь очередные «происки». Дескать, речь идет о тотальном контроле, который нарушает права на частную жизнь. А в дальнейшем у страховщиков будет целый штат наблюдателей, которые в режиме онлайн станут контролировать ситуацию на дорогах. (В следующих выпусках «МК в Нижнем» мы поговорим о возможностях государственного и общественного контроля за деятельностью страховщиков).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру