Автор нескольких произведений, поставленных на сцене и экранизированных, рассказал о живом опыте «перевода» его текстов на язык визуальных образов.
Слушать Прилепина всегда интересно: и тогда, когда он волнуется, сомневаясь в том, что слушатели следят за динамикой его мысли, и тогда, когда чувствует, что вполне владеет вниманием аудитории. На этот раз многие эпизоды он прямо-таки инсценировал для слушателей: составление сценариев по его романам, кастинг на главные роли, «эпизоды» продажи прав на экранизацию его прозы.
Фабула подробностей съемок фильма «Восьмерка» и постановки спектакля «Отморозки» по роману «Санькя» на сцене МХАТ была очень интригующей, но слушатели поняли одно: секрет успеха и неуспеха у каждого автора свой. Единого пути от литературы к кино и от прозы к сценарию не бывает. И удовлетворенность писателя от «вторичной реальности» - визуальной интерпретации его идеи – труднодостижима.
Захар признался, что не пишет сценариев по своим текстам, потому что «два раза в собственный текст не заберешься, два раза одни и те же чувства не переживешь». Хотя пробовал: «Вырезал диалоги из романа… Но это же не сценарий!». Тот «отжим» из текста, который делает сценарист, автору делать сложно. Озвученный им на встрече опыт сотрудничества с Олегом Табаковым, Кириллом Серебренниковым («Отморозки», 2011), Алексеем Учителем, Александром Миндадзе («Восьмерка», 2013) убедил в том, что экранизация – очень дорогостоящая форма работы над текстом, а достичь успеха у зрителей нелегко: «Режиссер должен добиться того, чтобы ты находился внутри, а не снаружи происходящего». Такова же и цель писателя, но риск не добиться успеха у читателей не так велик.
«Я противник того, чтоб экранизировали книги», - сказал Прилепин в начале встречи. А в финале резюмировал: «Неважно, что хотел сказать автор. Пусть режиссер делает свое дело. Я за любой полет фантазии». Эти, на первый взгляд, взаимоисключающие тезисы – суть отношения автора к своему детищу: «мною высказана мысль, сумеете ли вы ее понять? Но даже если и исказите ее – вам возразят другие, возникнет обостренный интерес к книге-первоисточнику. Результат будет. И если вы читаете – результат будет во благо. Интерпретируйте классика. Не соглашайтесь с ним». «Нужно больше читать, чтобы сохранить свою самость», - этими словами Захар Прилепин завершил свой монолог.