Роман Стронгин раскрывает секреты успеха и творческого долголетия

Как "зажигать" в семьдесят пять

В минувший понедельник отметил свое 75-летие президент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, вице-президент Российского союза ректоров, председатель областной Общественной палаты Роман Стронгин. Чтобы рассказать о его достижениях, и целой газеты не хватит. Корреспонденту «МК в НН» удалось встретиться с юбиляром и выведать у него главные секреты профессионального и жизненного успеха, рецепты творческого долголетия. 

Как "зажигать" в семьдесят пять

 Оказалось, что все-таки я – математик

- Роман Григорьевич, как добиться, чтобы в 75 пребывать в отличной физической и интеллектуальной форме?

- Этот вопрос имеет один ответ. Нужно систематически работать, а отдыхать, меняя виды деятельности. В молодости обязательно надо заниматься спортом или хотя бы физкультурой. Если хотите добиться чего-то заметного, вы должны быть лучше других. Вокруг вас много талантливых людей, людей с ресурсами, а у вас, зачастую, есть только ваши возможности, ваше время. Но тогда в молодости надо, как это делал я, работать по ночам, а утром снова идти на работу, потому что времени не хватает. Вам придется от чего-то несущественного, но приятного отказываться, чтобы успеть сделать главное. Вы должны выделить это главное и создать для него ресурс. Причем главное – это и семья тоже. Человек не может самовыразиться, если он полноценную жизнь не прожил. А это тоже требует ресурсов.

Занятия в области науки имеют свои особенности. Если теорема доказана, второй раз ее доказывать не надо. Здесь, как в спорте – 2 метра взяли, дальше надо уже брать 2 метра 1 сантиметр. А для этого ты должен выполнить определенный объем работ. Причем работать систематически. Если работать систематически, то успех придет.

Это одна сторона дела. Другая связана с тем, что жизнь и люди доверяют вам коллективы. И надо тоже себя к этому готовить. Когда-то вы начали с коллективов в комсомоле, с двух-трех человек, потом – 15… Жизнь идет, вы каждый раз справляетесь. Но тогда уже это не ваше личное занятие. Вы должны заботиться о людях, об их болезнях, отпусках, детях, квартирах и т.д. Вот вы опять это делаете непрерывно и идете вперед. И если вы бросите эту работу в силу обстоятельств на какое-то время, то будет, как в спорте. Если ты полгода не тренировался, необходимы огромные усилия, чтобы снова встать в строй. Все это требует навыков, а в основе одно и то же – систематическая постоянная работа.

И еще одно. Многие скажут: ну, это же скучно. А если это для вас скучно, то это не ваша работа. Другие гуляют, ловят рыбу, а вы сидите за столом и доказываете теорему. Надо, чтобы выбранное дело нравилось.

- Как вы выбирали главное дело своей жизни?

- Наши университетские социологические исследования показывают, что дети вообще не выбирают профессию. Этот выбор, как правило, определяют учителя и родители. И я здесь не исключение. Отец у меня был выдающимся инженером, но начинал он со слесаря. И он следил, чтобы я в детстве научился и резьбу нарезать, и молотком правильно постучать, и с зубилом справляться, и с напильником. Ну не то, чтобы стать мастером, но чтобы навыки были. Кроме того, я занимался техническим творчеством на станции юных техников - делал авиамодели, потом радиоаппаратуру.

Я вообще-то собирался стать инженером. Но когда я в конце 9-го класса стал задумываться о будущем, выбирать, где учиться, мне сказали, что самый лучший факультет в Горьком – радиофизический. Именно этим и руководствовался, не задумываясь, инженерный ли он. А дальше оказалось, что все-таки я – математик, на самом деле. Когда подошел к 4-му курсу (а учился я очень хорошо, окончил с «красным» дипломом), возникло ощущение: электроны – это не мое. Вот теоремы – это да. Математические модели – это да.

Когда у вас в итоге смешанное образование (вы заканчиваете радиофак, потом аспирантуру математическую, а потом еще департамент прикладной экономики в Кембридже), это дает огромный материал для новых ассоциаций. Вы просто по-другому мир понимаете. Поэтому жалеть на это время не надо.

В школе я много занимался иностранным языком. Именно это позволило мне потом учиться в Англии. А там конкурс был, и знание языка было решающим. Отец считал, что нужно знать иностранные языки, но меня хватило только на один – зато, как следует. Как говорится, мы начинаем понимать наших родителей, когда уже поздно.

Есть много других профессий. Возьмите профессиональных спортсменов – две тренировки в день. Приятно, конечно, отвлечься на что-то другое, но ты же хочешь получить лучшие результаты. И другие, с кем ты соревнуешься, тоже этого хотят.

Необходимо всегда смотреть вперед и задавать себе вопрос: «А вообще это мое? Смогу я это сделать?» Петь каждый может научиться, но вот как Штоколов – надо таким родиться. А может, ты не свое пытаешься делать. Тогда успеха не будет. А людям нравится делать то, что у них получается.

Надо работать вместе с молодыми

- Выходит, вы свое любимое дело нашли?

- Вы знаете, очень многие находят. Я учился на радиофаке, и выпуск был 90 человек. Из них 12 оставили в аспирантуре, и 10 – работать в университете. Вот сколько людей определились с тем, что они на правильном пути.

Вместе с тем, надо понимать, что если, например, я закончу филологический факультет, то не обязательно стану учителем русского языка и литературы. Многие считают, что они и политики, и комментаторы, и создатели телепередач. Университет дает базовое образование, а без базы фундаментальной сейчас ничего сделать нельзя. Жизнь меняется так быстро, что уже взрослому человеку, чтобы заново не учиться и быстро адаптироваться к новому, нужна фундаментальная подготовка. Какие бы ни были технологии, а в основе – физика, химия, математика. То же самое и в гуманитарной сфере – все равно Платон и Аристотель остаются. Но если попытаетесь отделаться верхами, без них, тогда при изменениях будет тяжело.

- Чем конкретно человеку можно заняться в 75?

- Если здоровья нет, будешь делать то, что позволяет организм. Тут уж ничего не поделаешь. Поэтому здоровьем надо заниматься смолоду. Его надо беречь и бестолково не тратить. Не думаю, что человек, дожив до 75, вдруг решит сменить характер деятельности. Да он всю жизнь предшествующую с ней был связан. Я думаю, что надо продолжать начатое. Причем так. Когда ты молодой, у тебя много сил, чтобы организовать деятельность даже больших групп людей. Когда ты становишься старше, у тебя уникальный опыт. И ты можешь сказать, как надо делать. И надо работать вместе с молодыми.

Когда ты очень зрелый, у тебя есть понимание фундаментальной сущности тех или иных областей деятельности. Вот жизнь меня очень счастливо свела с академиком Моисеевым. Когда ему было за 70, он глубоко понимал сущность и роль науки в целом, хотя начинал с математики. Другим таким человеком является А.В. Гапонов-Грехов. Неправда, что в 30 лет можно иметь такое представление.

Преобразования невозможны без образования

- Сущность какой деятельности вас сейчас волнует?

- Прежде всего, образование, потому что никакие преобразования в жизни без нового образования невозможны. Сегодня в одиночку никто, ни одна кафедра, не может обеспечить настоящее образование. Сегодня технологии междисциплинарны. Возьмите биотехнологии – это и химия, и физика, и компьютерное моделирование, и многое другое. Значит, нужно объединить всех этих людей с разнонаправленными интересами для эффективной реализации общей цели. Задачка очень непростая.

- Чем приятно заниматься по жизни, кроме работы и науки, и остается ли время для этого?

- Здесь тоже очень много взаимосвязано. Если вы хотите по-настоящему понимать образование, науку как сферу деятельности, вы неизбежно обращаетесь к классике. Начинаете читать того же Бэкона, Канта. Не надо все, надо правильно находить то, что нужно. Вот я возглавил областную Общественную палату, и сразу возник вопрос: а гражданское общество когда возникло? Некоторые думают, что его американцы придумали. Но уже Кант писал о гражданском обществе, именно в этих терминах, глубоко и правильно предвидя перспективу. И чем выше вы забираетесь в попытках понять, тем больше надо прочитать.

Но когда нужен человек, с кем можно поговорить на эту тему, у меня жена – философ. С ней можно и поговорить. У нее прекрасная библиотека, и она мне помогает, находя нужную литературу. Я читаю, потом вместе обсуждаем.

Жизнь интересна с интересными людьми. И таких людей за жизнь я встречал достаточно много. Я всегда ездил в командировки, на совещания, чтобы встретить интересных людей. И вы возвращаетесь другим человеком. Как будто, вас душ хороший освежил. И потом начинаете долго думать на эти темы. Это не значит, что все они правы, но они задают другой ракурс постановки вопроса – и вы по-другому думаете.

- А как все успевать в 75?

- Просто вы непрерывно все это делаете, никогда не останавливаетесь в деятельности. Можно смотреть мыльную оперу по телевизору, а можно не смотреть - там ничего нет. Зато сейчас есть замечательные, очень глубокие передачи на канале «Культура».

Вот когда я был помоложе, для поддержания физической формы ходил в бассейн. Но сейчас у меня своя психология. В каждом возрасте нужна та активность, которая ему соответствует. Сейчас для меня лучшее упражнение – это ходьба. Конечно, можно начать специально ходить каждый вечер, а можно и по-другому. Приехал, например, в командировку в Москву и давай пешочком от вокзала до министерства – глядишь, часика полтора ты уже и прошел. Есть возможность – надо ногами. А специально что-то делать, такого времени нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру