Плата повышается, трубы не меняются
В мае этого года активная жительница дома №6 по площади Комсомольской Светлана Стирижова решила организовать выход из-под дуковской «опеки» и переход на непосредственное управление. Если говорить очень упрощенно, эта форма означает, что договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями (на свет, воду, тепло, газ) жители заключают не через ДУК, а напрямую. А вот договор на содержание и ремонт жилья собственники заключают с какой-либо коммунальной организацией. В качестве такой организации Светлана Васильевна и ее сподвижники выбрали УК «Заречье». Фактически это означало переход дома от домоуправляющей компании Ленинского района к другой компании. С чем это было связано?
По словам Светланы Васильевны, дом хоть и выглядит ухоженным и красивым, не в пример другим, но в подвале некоторые трубы не заменены, и движения в данном направлении не наблюдается. При этом плата за содержание и ремонт жилья каждый год повышается согласно договору управления, да и по перемещениям денежных средств, собираемых по этой строчке, у собственников есть вопросы. Так, несколько лет подряд жильцы платили в том числе и за благоустройство дворовой территории, а потом выяснилось, что принадлежит эта территория не им, а муниципалитету.
- По программе «Город-сад», которая подразумевала благоустройство этого участка, с нашего дома были списаны сотни тысяч рублей, - возмущается активистка.
УК «Заречье» пообещала изменить ситуацию, если договор на содержание и ремонт будет заключен с нею. В частности, плату по данной строчке «Заречье» собиралось заморозить на три года, чтобы ставка была фиксированная и не увеличивалась, а злополучные трубы было намерение починить.
Большинство было «за»
И вот в мае этого года Светлана Стирижова устроила заочное голосование. Длилось оно несколько дней, и в один прекрасный момент домоуправляющая компания Ленинского района активизировалась. В подъездах появились объявления из серии «Орудуют мошенники», где говорилось о том, что в случае перехода на непосредственное управление каждый жилец должен будет ходить во все ресурсоснабжающие организации, чтобы заключать и перезаключать с ними договоры. Кроме того, если содержанием и ремонтом (а также выдачей справок о составе семьи и прочими «паспортными» делами) займется другая, недавно пришедшая на рынок компания, персональные данные жильцов якобы могут оказаться у третьих лиц.
Представитель УК «Заречье» Александр Антилофьев в ответ на это разъясняет, что каждому собственнику не нужно будет бегать к «ресурсникам»: по доверенности жильцов договор на оказание коммунальных услуг может заключить председатель совета дома.
- Что касается персональных данных, то я предложил представителям районной администрации и ДУК Ленинского района снять большое помещение, пригласить жителей и устроить дебаты, в ходе которых мы рассказали бы о себе, чтобы у собственников было доверие, - говорит Александр Павлович. – Мы же не прячемся! Они сначала вроде согласились на такую встречу, но потом передумали.
Помимо объявлений, представители ДУК начали устраивать собрания жильцов (например, под видом рассказа о новой системе капремонта), на которых убеждали остаться под опекой «родной» домоуправляющей компании. И опять – про мошенников, про сложности с заключением договоров и так далее. Осознав, что дом может уйти, коммунальщики стали более чутко относиться к пожеланиям жильцов – по крайней мере, записали их на специальном листочке.
После собрания случилось событие, при воспоминании о котором нашу читательницу до сих пор «трясет». На тот момент решение перейти на непосредственное управление уверенно лидировало: «за» были собственники 34,2% от общей площади дома, против – всего 5,86%.
- Подошли ко мне две представительницы домоуправляющей компании, к ним присоединились три пожилые женщины из нашего дома, - рассказывает Светлана Васильевна, - и попросили меня вынести бюллетени. Я вынесла. Одна из бабулек, соседка, с которой мы вроде бы были в хороших отношениях, перевернула мою сумку, и они начали рвать бюллетени – как свои, так и чужие. Представительницы ДУК в этом не участвовали, но, мягко говоря, оказались не против срыва голосования. Я была морально раздавлена: столько сил потрачено, чтобы все устроить по закону, и за одну минуту они все уничтожили… Полицию? Нет, полицию я вызывать не стала: это же мои соседи…
Вклиниться в «пятидучье»
На этом, собственно, голосование и закончилось: дом так и не смог уйти из-под «родной» домоуправляющей компании. Жильцы соседнего дома (№14 по площади Комсомольской) также решили затеять управленческие перемены. Все то же самое: активисты предложили перейти на непосредственное управление и заключить договор с той же УК «Заречье». «За» проголосовало около 60 процентов собственников, то есть необходимое большинство набралось. Здесь бюллетени никто не рвал, но…
- Собственники квартир пришли к Архипову (директор ДУК Ленинского района. –Авт.) и говорят: «Передайте нам техническую документацию, картотеку и прочее», - рассказывает представитель УК «Заречье» Александр Антилофьев. – Он стал их отговаривать от перехода к нам, а документацию, без которой мы не можем работать с домом, так и не передали. Сейчас мы пытаемся добиться этого через суд.
По словам Александра Павловича, администрация Ленинского района, у которой тоже есть часть помещений в данном доме, до последнего тянула с решением, - и в конце концов проголосовала против смены формы управления, несмотря на то, что «за» было большинство.
В УК «Заречье» не скрывают, что организация их молодая, что в управлении у нее пока зданий нет и что сейчас она пытается «увести» несколько зданий из-под районных ДУКов. Таким образом, может возникнуть здоровая конкуренция, в результате которой каждая коммунальная организация будет предлагать жителям свои, более выгодные условия сотрудничества. Пока что этого практически не происходит.
- «Пятидучье» создает карманные организации, чтобы создать видимость многообразия на коммунальном рынке, - говорит Александр Антилофьев. - А независимым, недавно возникшим компаниям поработать на этом рынке не дают. Мы готовы отдать городской администрации хоть 25, хоть 30 процентов наших акций – только предоставьте нам возможность работать!
На деле выходит так, что если Жилищный кодекс дает собственникам право выбора, то в реальности уйти из-под районной ДУК у жильцов не получается.
- В Канавинском районе жильцы приняли решение перейти к другой управляющей организации, и районный суд встал на их сторону, - рассказывает наш собеседник, - но ДУК обжаловал это решение в областном суде: нашли жильца, который заявил, что не голосовал.
Жители просят защитить их интересы
В домоуправляющей компании Ленинского района нам изложили свое видение ситуации. В ответе, который прислала ДУК, говорится, что УК «Заречье» «не зарекомендовала себя на рынке жилищно-коммунальных услуг», домов у этой организации в обслуживании нет. Этого момента (как и негативных сторон непосредственной формы управления) активисты до сведения жителей не доводят, агитируя за перемены.
Как нам объяснили в районной ДУК, некоторые жители указанных домов категорически против непосредственной формы, осознают вал проблем, который за этим последует, и просят ДУК защитить их интересы. Поэтому и пришлось провести разъяснительную работу, в ходе которой собственники были проинформированы о минусах перехода к новой форме. Минусы называются следующие.
1. При избрании уполномоченного лица из числа жителей на получение в ОАО «ДК Ленинского района» учетной, расчетной, технической документации на дом все эти документы (в том числе и содержащие персональные данные собственников) будут переданы третьему лицу. Это может быть использовано вопреки интересам жителей.
2. При непосредственном управлении заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями может не обеспечить необходимого контроля со стороны жителей дома за оказанием данных услуг и привести к ухудшению эксплуатационных характеристик дома, возможно - к аварийным ситуациям. «Причем назначить одного представителя от дома, который будет выступать в интересах большого числа собственников, не представляется возможным, так как стороной по договору может выступать только непосредственный потребитель», - говорится в ответе ДУК.
3. Собственники, выбравшие непосредственное управление домом, не могут претендовать на предоставление бюджетной финансовой поддержки при проведении капитального ремонта дома в соответствии с законодательством, как на это могут претендовать собственники при способе управления домоуправляющей компанией.
4. При непосредственной форме городские власти не смогут проверить деятельность обслуживающей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием. В ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов.
«Наши сотрудники разъясняют собственникам минусы непосредственного управления, призывают принять обдуманное и взвешенное решение в целях определения дальнейшей судьбы дома, - говорится в ответе домоуправляющей компании. - В свою очередь, ОАО «ДК Ленинского района» всегда готово к конструктивному диалогу с собственниками и сотрудничеству в целях улучшения комфорта и условий проживания.
В ДУК Ленинского района особо подчеркивают, что управляющая компания «никоим образом не может воспрепятствовать проведению общих собраний собственников или игнорировать их решения».ъ
МЕЖДУ ТЕМ
В администрации Ленинского района подчеркивают, что жители вправе выбрать непосредственную форму управления путем собрания собственников. В случае положительного решения по данному вопросу, договоры на коммунальные услуги заключаются каждым собственником помещения от своего имени. Но на основании решения собственников, от их имени в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из жильцов. От имени владельцев квартир может также выступать иное лицо, имеющее доверенность, выданную ему в письменной форме всеми или большинством собственников.