Про русских туристов рассказано немало. Также можно найти много видеороликов, наглядно демонстрирующих это сословие: валяющиеся пьяные тела, хамство и т.д. В самолете, совершающем рейс Шереметьево - Стамбул, можно лицезреть и другую субкультуру – челноков. Молодые девицы за последнее десятилетие стали цивилизованнее, стильно (по их мнению) одеваются, обсуждают косметические новинки и салоны эпиляции. Консервативное старшее поколение челноков предпочитает практичные спортивные штаны и обсуждает механизмы сделок исключительно с помощью мата. Сейчас тех и других объединяют георгиевские ленточки в самых неожиданных местах. Например, бантики на туфлях. Но это по пути туда. Обратно самолет наполняется парами спиртного: торговые махинации надо обмыть, и различия в возрасте и культуре стираются.
Но смеяться над челноками - много ума не надо. Можно попытаться понять и оправдать «лихими 90-ми», когда многим поневоле пришлось заняться торговлей и приобрести черты тех, кого Христос выгнал из божьего храма. Феномен «руссотуристо» тоже вполне объясним. Один из нетрезвых отпускников это объяснил так: «Я весь год вкалываю мелким менеджером, меня начальство унижает, клиенты мучают, мне приходится постоянно унижаться, а здесь я на неделю хозяин и отрываюсь по полной, сам всех унижаю!»
Не будем оправдывать подобные высказывания «средой» и «наследием крепостного права». Гораздо интереснее поставить себя на место турков и понять их тактику поведения. Например, как обычному официанту и таксисту реагировать на подобных «баринов»? Понятно, что здесь есть два варианта: или такое же хамство, или полное смирение (на Востоке гость - персона сакральная). Тем не менее, турки выбрали универсальную форму поведения, которая, к сожалению, распространяется не только на хамов туристов, но и на всех россиян, в том числе командировочных, как я. Приведу конкретные примеры из стамбульского быта нашей компании российских журналистов.
Сразу отмечу, что Стамбул - это не Анталья-Аланья. Огромный город, растянувшийся на 170 километров, населяют 15 миллионов официальных жителей. Неофициально - гораздо больше. Это настоящее вавилонское столпотворение, в котором русский квартал Лалели – капля в море. Мы жили в соседнем, таком же торговом районе - Аксарае. Никто из работников нашего скромного отеля русского языка не знал. Мало того, с английским у них также большие проблемы. Да и вообще, суровые жители северной страны стали для местных настоящей экзотикой. Даже для местной шпаны.
Стоишь у отеля, к тебе обязательно подойдет компания местных малолетних «братков» с нехорошими намерениями во взглядах. Избавиться от них очень просто: когда они одновременно начинают что-то требовательно просить по-турецки, нужно решительно спросить: «Ду ю спик инглиш?» Далее последуют вопли: «Туркиш! Туркиш!» В ответ надо величественно заявить: «Ноу туркиш, онли инглиш!» и презрительно посмотреть на молодых гангстеров. Во всех подобных случаях с нами те униженно ретировались...
Только, увы, и без знания языков, даже международного английского, турки неплохо разводят наших соотечественников. И в этих ситуациях поневоле захочется нахамить, а лучше – пустить в ход кулаки.
Не надо быть интеллигентом!
Итак, отличительная особенность стамбульской обслуги - условия сделки всегда меняются! Мой коллега провел свое исследование на эту тему.
Вот несколько наблюдений. Таксист везет из аэропорта. Он весь из себя, приветливый и дружелюбный. Договариваешься за 60 долларов, но на месте цена поднимается еще на 10 баксов. Таксист на варварском английском поясняет, что это доплата за проезд по мосту через Босфор (из европейской части города в азиатскую). Потом выясняется, что проезд бесплатный.
Кстати, на въезде в аэропорт действительно стоят терминалы оплаты, но ни один уважающий себя стамбульский таксист ими не пользуется. Это норма всех такси. Но если повезет, вам попадется такси, где оплата - по счетчику. Обычно поездка в нем обойдется в два раза дешевле. Прибор учета находится на большом салонном зеркале...
Вообще, чтобы не стать жертвой турецкой обслуги, нужны наглость и достаточное количество народу в вашей компании. Если в машину сели четверо здоровых парней, таксист сделает жалкую попытку взять сверх нормы, но быстро отстанет. А вот если мужчине приходится возглавлять компанию дам, или, не дай бог, даме остаться в одиночестве, улыбчивые турки превращаются в монстров.
Вот что рассказывал мой коллега. «Забегаловка на площади Таксим. Наша компания - человек 10 - наела и напила на 425 лир (примерно 212 долларов). Это для местных кафе довольно крупная сумма. Я попросил официанта сделать скидку в 25 лир, мотивируя тем, что мы в этой довольно неприглядной забегаловке хорошую сумму оставим. Пришли еще два официанта, пересчитали все 400 лир и сказали: "Ок, ноу проблем". Наши ребята ушли, а я с девушками остался доедать кебаб. Официанты смекнули и пришли вшестером - нужно доплатить. Скидка была (потому что ели шесть мужчин), а теперь ее нет (я остался один). Пришлось отдать 25 лир, причем 20 просить у девушки, т.к. у меня денег уже не было»...
Есть еще практический момент: не обсудив окончательно стоимость покупки, лучше не доставать деньги. Перед собором святой Софии за туристами охотятся книготорговцы. Товар у них один – туристический талмуд на языке покупателя. В Европе подобные продавцы подходят и вежливо спрашивают: «Извините, сэр. Вам не нужен путеводитель?» Но Турция - это уже Азия, и продавцы бесцеремонно тычут свой товар тебе под нос. И делают это очень настойчиво. Если ты не купил, торговец вслед тебе состроит кривую усмешку.
Мой более чем интеллигентный коллега имел глупость заговорить с одним из таких назойливых продавцов. Даже поторговался и достал купюру в 5 турецких лир. Продавец тут же ее выхватил, положил в карман - и торг продолжался. Вызывать полицию из-за такой суммы как-то неприлично. Драться – «уголовка», в чужой стране чревата последствиями. В результате книжка стоимостью 5 лир (85 рублей) ушла за 350 рублей. Вдобавок продавец положил в книгу открытки, однако позже их там не оказалось...
Одним словом, то, что называют «азиатским колоритом», на практике зачастую выглядит обычном хамством. А по УК – мошенничеством.
Еще один нюанс: одинокому путнику требования, как правило, предъявляются в бескомпромиссной и агрессивной форме. Работники отеля или кафе могут быть злопамятны и отомстить вам за что-то (не зная восточного менталитета, можно совершить немало ошибок), потребовав завышенную сумму. Каждое общение - своеобразный поединок. Исходя из этого, я выбрал для себя манеру поведения: быть большим хамом, чем прилипчивые турки. Помогает.
Город контрастов
Ну и напоследок немного местного колорита. Стамбул – место, где можно просто гулять по узким улочкам и разглядывать самых разных представителей восточного мира. Застывшие в камне исторические памятники блекнут перед этим круговоротом жизни. В «городе контрастов» глазам мужчины, командировочного поневоле и неравнодушного к представительницам прекрасного пола, предстает более чем непривычная картина: восточные женщины в никабах соседствуют с татуированными турчанками в мини-юбках с крашеными волосами и сигаретой в зубах. Приходилось видеть и крайности исламского домостроя – женщин в глухой парандже и черных перчатках на руках, то есть с полностью закрытым телом. Голопузые малыши в их руках смотрятся «инородным предметом».
Другой контраст – многочисленные нищие дети. В историческом центре рядом с роскошными магазинами драгоценностей и сладостей можно увидеть спящих в груде грязного тряпья младенцев. Обычно они в нишах домов, и рядом обязательно стоит коробка для подаяний. Родителям не до них: взрослые побираются вместе с умеющими самостоятельно ходить детьми.
Тем не менее, идеальный вариант посещения Стамбула – самостоятельные перемещения. Только нужно заранее составить список достопримечательностей, маршруты к ним и т.д. Все информацию можно найти на специальных форумах. Поскольку я был в турецкой столице по работе, и гулять было особо некогда, в будущем планирую экономный «суфийский способ» полноценного знакомства с этим удивительным городом - по возможности пешком перемещаться по городу, питаться местным фастфудом, который по качеству продуктов не уступает кафе и ресторанам. А ночевать в теплую погоду можно в любом парке – никто вам слова не скажет. Только следует получше спрятать деньги и документы.
Еще немного экзотики – рассказ о том, как поздно ночью наша компания решила сходить в питейное заведение для местных. Там нас сразу завели на второй этаж. Мы по-английски попросили пива, но официанты этого слова не знали. Зато подошел мужик, поставил нам на стол бутылку джина и пальцами показал: «Четыре бакса». Но мы халявой не соблазнились и не открыли емкость. И не зря: явившийся официант назначил цену - уже 50 долларов! Когда надо, турки английский вспоминают. Мы отказались, и нам, наконец-то, принесли пиво, а в придачу какие-то сырые овощи в стакане. Помните: в турецком кабачке ваш стол будут заваливать всем подряд – лучше ничего не трогать. Да, это не избавит вас от небольшого скандала, когда придется расплачиваться, но позволит избежать незапланированных расходов. Будьте готовы героически отбиваться от необходимости платить 40 долларов, добавленных «за сервис».