По выходным или два раза в год?
Многие эксперты на рынке труда уверены: «Форма обучения роли не играет, статус вуза, опыт и знания его выпускников в глазах работодателя значат гораздо больше». «МК в Нижнем» попробовал разобраться во всех плюсах и минусах заочной и вечерней форм обучения. А выступить в качестве эксперта мы попросили декана заочно-вечернего отделения НГТУ имени Р.Е. Алексеева, доцента, кандидата технических наук Бориса Устинова. Дело в том, что в Политехе обучение на вечернем или заочном отделениях с годами не теряет привлекательности.
- Если говорить об уровне образования, то он совершенно одинаков при всех трех формах обучения, - уверен Борис Всеволодович, - ведь на вечернем и заочном отделении лекции читают те же самые преподаватели, что и на дневном. Точно такой же профессорский состав, столько же докторов и кандидатов наук. Ребята занимаются в тех же самых лабораториях и научно-исследовательских центрах, что и «дневники». Поэтому, если кто-то говорит, что уровень вечерников и заочников ниже, то это, в первую очередь, зависит от личностных качеств и мотивации. Можно ведь и на дневном отделении пять лет проучиться спустя рукава - и оказаться невостребованным на рынке труда. А можно на заочном отделении стать прекрасным специалистом.
- Борис Всеволодович, заочное и вечернее отделения всегда были «разношерстными» и по возрасту, и по уровню подготовки студентов. Еще несколько лет назад там чаще всего обучались те, кому не хватило баллов поступить на дневное, а терять год не хотелось. Как обстоят дела сейчас?
- Это миф, что на вечернее и заочное отделения идут только слабые абитуриенты, которые не потянули дневное. Сегодня подобная форма обучения нередко становится целенаправленным выбором и для очень сильных ребят. Наши студенты имеют самые разные причины для такого выбора.
Во-первых, это – работа. Современные реалии таковы, что многие молодые люди просто не хотят или не могут позволить себе жить на стипендию. Это и молодые люди, которые поступают в вуз после армии. И взрослые, состоявшиеся мужчины, многим из которых уже приходится семью кормить.
Вторая категория студентов – выпускники техникумов и колледжей. Очень часто, потрудившись на рабочих специальностях, такие ребята понимают, что хотят добиться в жизни большего, и приходят получить высшее образование. И чаще всего они предпочитают это делать без отрыва от производства. Кстати, для выпускников средних профессиональных образовательных учреждений, поступающих учиться в вуз на направления соответствующего профиля, срок обучения сокращен до 3,5 лет.
Что касается заочной формы обучения, то ее очень часто выбирают иногородние студенты, - продолжает наш эксперт. - При этой форме обучения учебный план выстроен следующим образом: в начале каждого семестра проходят установочные сессии, где ребятам начитываются лекции, проводятся лабораторные занятия, затем они получают задания и разъезжаются по домам. Дома выполняют контрольные работы и присылают их на проверку. А сами приезжают непосредственно на сессию. Если учесть, что у нас много иногородних студентов - из Москвы, Владимира, Рязани, Костромы, Республики Коми, других городов страны (даже из Красноярского края!), не говоря уж об отдаленных районах Нижегородской области, которые хотят учиться именно в нашем вузе, а жить и работать у себя на родине, то подобная форма обучения оказывается для них единственным шансом получить диплом инженера или бакалавра НГТУ имени Р.Е Алексеева.
У нас есть еще одна форма обучения: очно-заочная (вечерняя). В этом случае учиться можно либо по вечерам в будни, либо по выходным. Среди студентов этого отделения много тех, кто получает второе высшее образование. Дело в том, что многие специалисты с дипломами юристов, экономистов или выпускники гуманитарных факультетов, устраиваясь на передовые машиностроительные предприятия, находящиеся «на подъеме», такие как «Машиностроительный завод», «Лукойл», «Сибур-нефть», предприятия и организации электроэнергетического профиля, понимают, что для успешной карьеры им не хватает технических знаний и, не желая терять престижную работу, поступают к нам за вторым высшим - техническим образованием.
Более 3000 студентов обучается на заочно-вечернем факультете НГТУ имени Р.Е. Алексеева - крупнейшем учебном подразделении технического университета.
- Борис Всеволодович, понятно, что вечерник или заочник — это, как правило, человек уже работающий и не желающий работу бросать. Но ведь сегодня и «дневники», начиная уже с третьего курса, активно трудятся. И успевают совмещать…
- Как показывает практика, едва студент дневного отделения начинает работать, его успеваемость ползет вниз. Ведь работать ему чаще всего приходится днем, когда в университете идут занятия. И начинаются пропуски…
На вечернем отделении расписание составлено таким образом, чтобы молодой человек мог отработать всю смену, а с 18 часов до 20.30 у него занятия. И так пять дней в неделю. Такой ритм позволяет студенту очень продуктивно использовать будни: с утра он зарабатывает деньги, вечером – приобретает знания для дальнейшей карьеры. А так как суббота и в воскресенье для такой формы обучения – выходные, то за weekend вполне можно и отдохнуть, и восстановиться к следующей напряженной рабочей неделе. Поэтому очень часто, когда студенты дневного отделения находят престижную работу, которой они дорожат, они просят их перевести на заочное или вечернее отделения.
И еще хотелось бы отметить один момент, что касается уровня образования студентов вечерней или заочной форм обучения. По количеству хороших и плохих оценок во время защиты дипломов студенты всех отделений выглядят примерно одинаково. Но у вечерников и заочников работы гораздо чаще бывают глубже, содержательнее. Имеют большее прикладное значение, так как большинство ребят работает по специальности, гораздо дольше «варится» в теме своей дипломной работы и успевает лучше ее изучить, чем это успевает сделать студент дневного за время преддипломной практики.
- Но зато студенты-«дневники» могут проходить практику, например, на самых ведущих предприятиях атомного кластера, для которых нижегородский Политех является опорным вузом. Или на каких-то других ведущих предприятиях. И во время практики зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, чтобы получить привлекательное предложение от работодателя. А где могут показать себя ваши студенты?
- Чаще всего вечерники и заочники работают над дипломом по своему месту работы. Но если они хотят пройти практику на каком-то другом предприятии, то выпускающие кафедры могут организовать прохождение преддипломной практики и на этих предприятиях. Студенты могут проходить практику также и в лабораториях и научных центрах нашего вуза, где тоже можно продемонстрировать знания и способности, а затем получить предложение продолжить работу на научном поприще.
Экзамены в традиционной форме
- Получается, что у вечерней и заочной форм обучения достаточно много преимуществ. Но ведь не все так гладко, и подводные камни там тоже есть. Какие бы вы отметили?
- Самое главное для студента – вечерника и заочника - быть очень организованным человеком. Если этого качества нет, ему будет очень трудно стать профессионалом. Вы только представьте: каждый вечер после работы вечерник должен ехать учиться, а заочник должен сам себя «заставлять» заниматься самостоятельно в библиотеке, писать контрольные работы. И так в течение пяти и более лет. Нельзя стать хорошим специалистом, если не будешь систематически заниматься, самостоятельно выполнять все работы. Не меньше силы воли нужно приложить, если учишься по выходным. Вот вы, например, журналист. Я вам могу предложить получить у нас второе высшее образование по направлению «Информационные системы и технологии в дизайне и медиаиндустрии». Это очень интересная профессия, и я уверен, что после того, как вы ее приобретете, ваша стоимость на рынке труда станет гораздо выше. Но вам для этого нужно будет на три с половиной года вычеркнуть из жизни все выходные (конечно, за исключением двух каникулярных летних месяцев), а это значит, надо забыть про встречи с друзьями, прогулки и путешествия, многие семейные дела возложить на своих близких… Не каждый выдерживает подобный ритм, но волевой, организованный студент всегда достигнет поставленной цели.
А второй подводный камень связан с самой организацией безотрывного обучения. В нашем университете и так очень трудно учиться, а если начинает прогуливать заочник или вечерник, ему еще сложнее нагнать сокурсников, приходится дополнительно отпрашиваться у работодателя, чтобы пересдать зачеты и экзамены.
- Борис Всеволодович, заочно-вечерний факультет Политеха на протяжении долгих десятилетий популярен среди нижегородцев. Что он представляет собой сегодня?
- У нас ведется подготовка специалистов и бакалавров по 16 различным самым престижным и популярным направлениям всех технических факультетов и институтов университета.
У нас есть как бюджетные (бесплатные) места – на них всегда бывает конкурс (1,5 – 2 человека на бюджетное место), так и места на коммерческой основе.
И стоит еще помнить: студентам, успешно обучающимся на заочно-вечернем факультете, по месту работы предоставляется дополнительный учебный отпуск с сохранением средней заработной платы. На первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на последующих курсах - по 50 календарных дней в год, а для подготовки и защиты дипломного проекта со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца.
Что касается поступления, то выпускники средних профессиональных образовательных учреждений и выпускники школ до 2009 года имеют право сдавать к нам экзамены в традиционной форме: русский язык (сочинение или диктант), математика (письменно), физика (письменно).
При поступлении на сокращенную форму обучения (обучение с полным возмещением затрат) на базе высшего и профильного среднего профессионального образования абитуриенты сдают вступительные испытания в форме собеседования (тестов) по математике, физике и русскому языку.
Так что всем желающим получить качественное высшее техническое образование без отрыва от своей работы - добро пожаловать к нам, на заочно-вечерний факультет Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
В 2013 году на вечернюю и заочную формы обучения НГТУ имени Р.Е. Алексеева организует прием абитуриентов по следующим направлениям бакалавриата:
Очно-заочное (вечернее) обучение:
– «Электроэнергетика и электротехника»,
– «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»,
– «Информатика и вычислительная техника»,
– «Материаловедение и технологии материалов»,
– «Технологические машины и оборудование» со специальностью:
«Проектирование технических и технологических комплексов»
Заочное обучение:
– «Электроэнергетика и электротехника»,
– «Электроника и наноэлектроника»,
– «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»,
- "Радиотехника",
- "Техносферная безопасность",
- "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств",
По сокращенной форме обучения на базе профильного среднего профессионального и любого высшего профессионального образования планируется организация приема абитуриентов на следующие направления подготовки бакалавриата:
- «Электроэнергетика и электротехника»,
- «Технологические машины и оборудование» с профилями:
«Проектирование технических и технологических комплексов»,
«Технологическое оборудование химических и нефтехимических производств»,
«Автоматизация технологических процессов и производств»,
«Химическая технология»,
«Информационные системы и технологии».