Нижегородцы получили «нобелевку»

В Женеве юристам из «Комитета против пыток» вручили премию Мартина Энналса

Эта премия действительно считается своеобразной «нобелевкой» - высшей наградой в области прав человека, ведь деятельность ее номинантов всегда сопряжена с риском для жизни. Корреспондент “МК в Нижнем“ отправился в Женеву, где проходила церемония награждения. На ней были высшие чиновники Европы, ООН и дипломаты из стран номинантов. Увы, из России никого из официальных лиц не было.

В Женеве юристам из «Комитета против пыток» вручили премию Мартина Энналса

Главный критерий - опасность

Первоначально на премию Мартина Энналса было выбрано десять номинантов со всего мира, из которых отобрали троих. Главный критерий - опасность работы и профессионализм при ее выполнении.

Среди троих финальных претендентов - нижегородцы из «Комитета против пыток», а точнее, Сводной мобильной группы (СМГ) юристов и журналистов, работающих в Чечне. В составе этой группы весной этого года работал и наш корреспондент.

“Конкуренты“ у нижегородцев были более чем достойные. С египтянкой Моной Сейф, основательницей общественного движения «Нет военным судам для гражданских лиц», постоянно пытаются расправиться в родной стране. Адвокат из Гаити Марио Жозеф – живая легенда. На него не раз покушались и постоянно преследуют. Семья Жозефа вынуждена более десяти лет жить в США - на родине в любой момент можно ждать расправы. Марио не побоялся бороться и с бывшим диктатором Гаити Жаном-Клодом Дювалье по прозвищу «Бэби Док» и добился того, что тому пришлось вернуться на родину (он также скрывался в США) и ответить за свои преступления. Не побоялся Марио столкнуться и с ООН. Миссия этой организации спустила в речку отраву, что вызвало эпидемию холеры на Гаити. Несмотря на статус неприкосновенности эмиссаров ООН и тесное сотрудничество с этой организацией, Марио решил привлечь к ответу загрязнителей.

Накануне награждения нас предупредили, что возможны провокации. Дело в том, что Мона Сейф многого добилась благодаря блогосфере. Ее твиты набирают по сотне тысяч просмотров - она часто критикует политику Израиля в Палестине. А те, мягко говоря, недовольны. Накануне вручения премии появились сообщения, что на родине ее убьют. Мона только улыбалась.

Надо громче говорить о проблемах

Престижную награду в итоге вручили нижегородцам, оценив ноу-хау в сфере правозащитной деятельности – сводную мобильную группу, которая занимается расследованием преступлений стражей порядка в послевоенной Чечне.

Напомним, за основу работы сводной мобильной группы взят вахтенный метод. В Грозный приезжает группа из трех человек, месяц-два работает, и, когда уже примелькается местным правоохранителям, возвращается обратно. Но поскольку правозащитники постоянно меняются, «пасти» их или надавить на кого-то не получается. Кстати, по такому же принципу в Чечне работали сотрудники Следственного комитета РФ.

На сцене главного зала Женевского университета председателя «Комитета против пыток» Игоря Каляпина и нижегородскую делегацию награждал верховный комиссар ООН по правам человека.

Определение победителя демонстрирует отношение в мире к проблемам в Чечне. Эта географическая точка кажется проблематичнее, чем Гаити, Египет и другие. Хотя, чтобы понять, что происходит на Гаити, достаточно полистать «Крокодил» 80-х годов прошлого века, где красочно описывались ужасы капитализма. С тех пор ситуация там не изменилась.

Самые распространенные вопросы, которые после вручения премии журналисты задавали нижегородским юристам, были: а вы не боитесь, вам не страшно? Примечательно, но многие европейцы были уверены, что подобная премия сразу же гарантирует безопасность ее обладателям: дескать, все недруги, в том числе и в верхах, предпочтут не связываться (например, несколько лет назад номинанта из Сирии освободили из тюрьмы). Нижегородцев такие высказывания удивляли: насколько извращено представление европейцев о реальном мире.

- Вопрос безопасности решается просто – прекратить деятельность! - философски заметил Игорь Каляпин. - Премия позволит нам громче говорить о проблемах, которыми мы занимаемся. Произвол в Чечне - это нарушение российского законодательства. Там один закон: «Рамзан сказал!». Увы, подобное поведение местечковых князей и их помощников может захватить всю Россию, которая в итоге превратится в большую Чечню.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру