Парку грозит приставка «аква»

Автозаводчане разошлись во мнениях: кто-то готов пожертвовать деревьями ради развлечений, кто-то - нет

Уж сколько раз твердила общественность властям, что негоже приносить легкие города в жертву инвестпроектам, чиновники упрямо пытаются завести застройщиков в парки и вообще на озелененные территории.

Автозаводчане разошлись во мнениях: кто-то готов пожертвовать деревьями ради развлечений, кто-то - нет
Камень на месте будущего аквапарка

«Отбодались» горожане в свое время от строительства в «Дубках», потом не дали возвести ФОК на Светлоярском озере, продолжаются судебные процессы по намеченному в Александровском саду строительству ресторана (напомним, чтобы оно осуществилось, начали переносить ели, которые потом засохли). Все эти проекты так или иначе лоббировали представители городских и областных властей, но в связи с общественным сопротивлением их планы не были реализованы. Подобные «пробы» продолжаются. На подходе – без пяти минут готовая документация по строительству аквапарка в Автозаводском парке культуры и отдыха, предусматривающая уничтожение около 200 деревьев.

Камень и ныне там

Устроить водные аттракционы в парке на Автозаводе инвестор задумал еще несколько лет назад. В 2005 году эта идея была вынесена на инвестсовет и получила одобрение. Далее городская администрация выпустила ряд нормативных актов, согласно которым новый земельный участок был сформирован и отчужден, хотя фактически земля эта как была в растительном оазисе, так и остается. Причем, в 2009 году состоялись общественные слушания, на которых большинство собравшихся поддержало проект планировки и межевания территории, предусматривающий выделение участка как раз под аквапарк. Правда, к организации этого мероприятия у активистов накопились вопросы.

- Проект не был представлен на обсуждение общественности, - утверждает защитник Автозаводского парка Вероника Генкина, - а объявление о слушаниях было напечатано в газете, которая не имеет районного распространения. На слушаниях присутствовали 13 человек от 350 тысяч жителей района. Остальные о мероприятии ничего не знали. Мы требуем отменить результаты публичных слушаний, проведенных с нарушением.

Чуть позже фирме «Корос-аква» был предоставлен в аренду сформированный участок. Осенью 2011 года губернатор Валерий Шанцев принял участие в установке гранитного камня примерно посередине будущего аквапарка. Тогда предполагалось, что строительство начнется в самое ближайшее время (весной 2012 года). Но оно не началось до сих пор.

Застройщик винит в этом в том числе и активистов, которые своими выступлениями оказывают давление на согласующие органы.

- Ущерб это наносит очень существенный, - отметил в одном из интервью гендиректор “Корос-аква“ Андрей Дудкин. - Я даже не веду речь о сгоревших нервах - это уже наши личные проблемы. Вопрос в том, сколько денег мы уже потеряли из-за затягивания процедуры согласований. Знаете, если бы мы жили в Европе, эти люди уже разорились бы на судах, потому что все, что они пишут - элементарная фальсификация фактов.

Между тем, в 2009 году против проекта выступила природоохранная прокуратура. Она подала иск в суд Автозаводского района с требованием отменить постановление городской администрации о передаче застройщику земельного участка в аренду, но проиграла. Почему-то надзорные органы не стали подавать апелляцию в вышестоящую инстанцию.

Бассейны, боулинг, кафе…

О конкретных планах инвестора нам достаточно подробно рассказали в областном министерстве инвестиционной политики.

Первая очередь строительства - бассейн с водными аттракционами, рассчитанный на 500 человек. В нем будут находиться: пять видов горок, детская зона с аттракционами, гидромассажная зона, волновой бассейн, медленная речка, зона отдыха с массажными лежаками и комплекс саун, бар-ресторан во влажной зоне, магазин спортивных и сувенирных товаров, пункт проката, боулинг в цоколе.

Вторая очередь - комплекс спортивных и игровых площадок. Там предусмотрено размещение: полноразмерной хоккейной площадки, двух дорожек для керлинга, кафе, раздевалки, пункта проката коньков, сцены с монтировочным световым и звуковым оборудованием.

Все это планируется разместить на площади 1,7 га. Зеленые насаждения могут быть вырублены на большей площади, поскольку предусмотрено также строительство парковки.

Предполагается, что объем инвестиций составит 670 млн рублей. Комплекс хотят возвести за два-три года. Срок окупаемости проекта – пять лет.

Поскольку развлечения будут стоить денег, проект можно назвать социальным с большой натяжкой. Правда, застройщик планирует устроить аттракционы в том числе и для людей с ограниченными возможностями (например, «медленная река») и сделать для инвалидов минимальные цены.

- Мы боимся, что со временем вся территория парка будет поделена на платные зоны. И человеку, у которого нет денег, там просто погулять будет нельзя, - переживает Вероника Генкина.

Сплошные «искажения»

В марте 2012 года на территории парка состоялся первый митинг защитников деревьев. Их позиция, так скажем, банальна: мы не против аквапарка, но против того, чтобы его построили на месте зеленых насаждений. С тех пор не прекращается информационная война: по одну сторону баррикад – застройщик, которого поддерживает районная администрация, по другую – экологи и часть жителей Автозаводского района. Районные власти утверждают, что собрали уже 10 тысяч (!) подписей в поддержку проекта, защитники парка говорят об одной тысяче своих сторонников, поставивших автографы.

Мнение

Глава администрации Автозаводского района Владимир Солдатенков:

- Сегодня много недостоверной информации о планах по строительству аквапарка: якобы, вырубят много деревьев, построят в центре района парковку, мешающую движению транспорта. Все это неправда. Мы проработали проект досконально и ждем только его положительного влияния на развитие инфраструктуры района.

Заместитель главы администрации Автозаводского района Алексей Кулясов ранее заявил, что слухи о сопротивлении проекту со стороны автозаводчан "муссируются так называемыми активистами, которые даже не являются автозаводцами".

- В отношении нас запущен весь административный ресурс, - парирует Вероника Генкина. - На официальных интернет-порталах высказались руководители районных советов ветеранов, представляющих аквапарк как панацею от всех бед. А глава района представляет защитников парка как полубезумную кучку людей, не живущих, якобы, в районе. Однако 18 июля на встречу с Владимиром Солдатенковым пришли около ста автозаводцев. Многие были возмущены планами по застройке. Ранее заявлялось, что будто бы все автозаводцы хотят аквапарк в парке. Теперь стало ясно, что это не так, и тому есть множество свидетельств.

20 сентября этого года в Автозаводском парке была устроена компенсационная высадка 90 деревьев, позитивно освещенная в районных СМИ. Обычно такие мероприятия устраиваются после вырубки, и это логично: сейчас-то что компенсировать? Очевидно, что сентябрьская акция (в ней, кстати, приняли участие и чиновники, и ветераны, и молодежь) была затеяна, дабы снизить протестные настроения и преподнести общественности намечаемое строительство как очевидную данность, от которой, так сказать, не отвертишься. Если проект будет реализован, подобные мероприятия продолжатся: чтобы возвести аквапарк и устроить парковки, надо будет вырубить больше «зелени», чем посажено сейчас.

Еще одна акция, к которой были привлечены в том числе и юные автозаводцы - выбор названия будущего аквапарка. Не построенный пока объект нарекли “Корсаром“ – несмотря на негативные смысловые оттенки.

Компенсация невозможна?

Пока что проект строительства аквапарка не согласован со всеми органами. В частности, в городском комитете экологии нам сообщили, что документацию застройщик еще не приносил.

- В настоящее время выполняется расчет компенсационной стоимости за сносимые зеленые насаждения и разрабатывается раздел охраны окружающей среды, - рассказывает Алексей Кулясов. - После выполнения этих работ проект будет сдан в горкомэкологии на согласование, а затем направлен на государственную экспертизу. Кроме того, в самое ближайшее время ожидается заключение городского департамента архитектуры и градостроительства по этому проекту.

По словам заместителя районного главы, многие деревья в парке находятся в аварийном состоянии, и объект планируется построить в том числе и с целью «модернизации зеленых насаждений».

- Анализ участка предполагаемого строительства выявил почти полное отсутствие там ценных пород, - заявил Алексей Кулясов, выступая на комиссии городской думы по экологии.

Чтобы проверить это утверждение, мы позвонили действительному члену Русского ботанического общества, научному сотруднику ботанического сада ННГУ, автору книги «Флора Нижнего Новгорода» Илье Мининзону. По словам ученого, Автозаводский парк находится в Западно-окском ботанико-географическом подрайоне (он включает в себя территории Автозаводского и Ленинского районов, а также частично Канавинского).

- Конкретно на том месте, о котором идет речь, растут редкие для данного подрайона травянистые растения, - рассказывает Илья Львович. – Например, манник складчатый, ситник тонкий и так далее. Кроме того, там растет гибрид ивы ломкой и ивы вавилонской. Это очень редкое дерево.

- Илья Львович, мы ведь говорим о том участке, где собираются построить аквапарк? Там еще в центре камень положили…

- Совершенно верно. А камень можно убрать, у нас есть в городе фирмы, которые делают из камней разные поделки.

- Как же так получается… На комиссии по экологии гордумы выступал заместитель главы Автозаводского района – и он сказал, что на этом месте практически не растет ценных пород…

- Ну он ведь не ботаник. Ко мне он не обращался, а я являюсь единственным в городе человеком, который систематически разъезжает по городу и смотрит, где что растет. Больше этим никто не занимается. Кроме меня, этот Автозаводский парк никто не обследовал.

- Илья Львович, а вообще разумно было бы эти деревья спилить и провести компенсационное озеленение?

- Это бред. Компенсационное озеленение просто невозможно. Где они возьмут гибрид ивы ломкой и ивы вавилонской? Эти деревья ни в каком питомнике не разводятся.

- То есть это место трогать нельзя?

- Конечно. Тем более что это единственное место, где произрастает ряд редких травянистых растений в данном ботанико-географическом подрайоне. Где они возьмут эти растения? Пересаживать что ли будут? Это вздор…

Председатель совета экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов также негативно относится к идее строительства аквапарка в Автозаводском парке.

- Нам дышать нечем, мы ежедневно фиксируем в том или другом районе превышение ПДК по загрязняющим веществам, это уже стало нормой, - говорит эколог. - В данной ситуации любые градостроительные решения должны приниматься исходя из простого принципа: можно обойтись без сноса деревьев – надо обходиться. Это закон выживания для жителей. У нас ситуация с озеленением в городе не такая благополучная, чтобы можно было уничтожать деревья. Есть существующая зеленая территория. Зачем ее убивать и в качестве компенсации делать другую, не говоря уже о том, что посаженный молодняк может просто не прижиться? Где логика?

Весной этого года примерно в таком же духе высказывался глава города Олег Сорокин. Тогда застройщика, пожелавшего построить аквапарк с торговым центром, не пустили на территорию парка «Швейцария». Правда, тогда чиновников не устроило, прежде всего, обилие торговых площадей в проекте и относительно небольшое место, оставшееся для аквапарка. В случае с автозаводским проектом ситуация иная: подавляющее большинство квадратных метров планируется отдать под развлечения, и минимум – под торговлю.

Кстати

Менее 5% территорий Нижнего Новгорода занимают зеленые насаждения. На одного жителя приходится 12,8 кв.м зеленых насаждений при нормативе 16 кв.м.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру