Среди руин былых храмов

Печальная судьба церквей Княгинина

Когда-то дворянское село Княгинино одноименного уезда жители гордо называли златоглавым. В годы советской власти построенные всем миром церкви осквернили, разворовали и разобрали.
Печальная судьба церквей Княгинина
Троицкая церковь

Чудом уцелевшие церковные “скелеты” беспощадно разрушило время. Покосившиеся маковки и голые купола до сих пор возвышаются над пустыми селами Княгининского района как память о погибшей духовности.

От церкви остались только “уши”

В XIX веке Княгининский уезд Нижегородской губернии со всей ответственностью можно было назвать “божьим местом”. На территории уезда было 99 церквей. Два века простояли два монастыря: мужской Троицкий – за Княгинино и женский Михайло-Архангельский в самом селе, на посаде.

Когда и кем были основаны эти монастыри, сейчас однозначно утверждать невозможно. В святом Новопрестольном Евангелии, которое хранилось в Успенской церкви села Княгинино, их устроителями числились местные помещики князья Воротынские.

В мужском монастыре было два деревянных храма – во имя Троицы и Благовещенья Пресвятой Богородицы. В женском тоже два – во имя Успенья Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела.

В 1764 году по всей России было закрыто много монастырей, в том числе и в Княгинино. Ветхие храмы были обращены в приходские церкви. С этого времени в селе Княгинино их стало четыре: к существующим до этого Богоявленской церкви и Рождества Пресвятой Богородицы добавились Троицкая и Успенская.

За каждой из них закреплялись деревни уезда, само Княгинино и слободы распределялись по приходам. При каждой церкви стало действовать свое кладбище.

Несмотря на то, что в 1784 году приходские кладбища были закрыты, под захоронения отвели отдельную землю, человеческие останки XVIII века на территории Княгинино находят до сих пор.

Для того чтобы узнать о судьбе церквей, мы отправились в Княгининский краеведческий музей. И, сами того не ожидая, оказались в одном из храмов.

– Вы находитесь во флигеле бывшей Рождественской церкви, – сообщил нам научный сотрудник музея Иван Макаров. – Здесь жила Анастасия Николаевна Каликутская, жена местного штабс-капитана. На ее деньги в 1867 году Рождественская церковь была перестроена из деревянной в каменную, снабжена богатой утварью. Кстати, в этом же флигеле она и умерла в 1896 году совершенной нищенкой. В последний год ей выдавали пособие из дворянского банка – 25 рублей в месяц.

Сейчас во флигеле располагается всего пара каморок. Они завалены документами и книгами. От флигеля и сохранилось-то всего ничего: в советское время его разобрали, оставив лишь несколько комнат по краям. Промежуток заложили обычным кирпичом.

Сейчас в нем располагаются небольшие конторки, кружки для детей и музей. Само здание похоже на слоненка: серый дом советской постройки, окна с решетками и покосившийся вход, имеет “уши” – пристройки XIX века по бокам.

Самой Рождественской церкви тоже давно нет, ее разобрали в 30-е годы прошлого века. Освященные стройматериалы пошли на строительство школы.

В главном соборе стояли трактора

Благодаря совместным усилиям жителей к середине XIX века удалось сделать каменной кладбищенскую Троицкую церковь. Деньги на нее собрали с трудом: в 1808 году в Княгинино развернулось другое масштабное строительство. На главной площади села началось возведение Богоявленского собора. Его решено было строить сразу каменным.

Деньги на постройку собирали всем миром. В 1807 году капитал уже составлял 1200 рублей. Мещане, купцы, крестьяне составили приговор 1 октября 1807 года, по которому обязались платить по 1 рублю в год с ревизской души на постройку собора.

Но этих денег было мало: по приговору собирали сотни, а требовались тысячи рублей. Предприимчивые строители, протоиерей Княгининский, священник Д.В. Соколовский, церковный староста Акакий Акатов отправились за помощью в Нижний к Высокопреосвященству Вениамину II, архи-епископу Нижегородскому и Арзамасскому. Они ходатайствовали о выплате пособия на строительство.

Общими усилиями через восемь лет, в 1816 году, собор уже был сложен и покрыт железом. В том же году приступили к штукатурке снаружи и изнутри. Через два года начали работу столяры, резчики, живописцы и позолотчики.

Мастера приезжали в Княгинино со всей губернии – из Лыскова, Больших Кемар, Арзамаса. Первый престол был освящен в июне 1819 года при массовом скоплении народа и строителей. На освящении было собрано 550 рублей, 100 из них тут же потратили на угощение.

Богоявленский и Георгиевский престолы освятили в 1835 и 1836 годах. После этого главной заботой протоиерея Соколовского и старосты Степана Транцева было возведение каменной колокольни. Ее строительство началось в 1844 году и закончилось через четыре года.

Колокольню оштукатурили, покрыли железом и покрасили медянкой. На верхний ярус подняли большой, в 251 пуд, колокол. Позднее он треснул, звук стал значительно хуже. В 1885 году благодаря стараниям церковного старосты В.А. Панова, его заменили на новый, 400-пудовый.

Вся постройка с оградой стоила около 25 тысяч рублей серебром. Из этой суммы только пятая часть была отпущена синодом. Остальные деньги составляли пожертвования.

Собор красовался на главной площади до 30-х годов XX века. Бог его хранил: даже во время большого пожара в Княгинине в 1855 году: когда сгорели все деревянные постройки и дома на площади, церковь осталась целой и невредимой. А в годы советской власти собор был осквернен и разграблен.

Сбросили колокол, спилили кресты, иконы и церковные ценности растащили. Склепы и памятники, которые были вокруг собора, тоже разрушили и увезли.

В декабре 1936 года в соборе расположили мастерскую при Княгининской МТС. Там, где раньше молились прихожане, теперь стояли трактора и бродили рабочие. МТС находилась в соборе почти 20 лет. Затем для мастерской было построено новое здание, а красавец собор взорвали. Осталась только груда щебенки.

На прежнем месте собора построили невзрачный Дом культуры.

Колокольню взрывали на глазах у всего села

Пожалуй, счастливее всех сложилась судьба Успенской церкви Княгинина. Как и все остальные храмы, изначально она была деревянной. К 1886 году пришла в совершенную ветхость. Ее судьбой тогда озаботилась вдова купца Александра Ивановича Дунаева.

В 1872 году из-за ветхости церкви и малочисленности прихожан – их было 325 душ – церковь планировали присоединить к Богоявленскому собору. Это сильно огорчило привыкших к небольшой церквушке Дунаева и прихожан.

Купец дал обещание построить каменную церковь и даже заготовил необходимое для этого количество кирпича. Но внезапная кончина не дала ему возможности исполнить обещание. Супруга заложила и счастливо закончила строительство каменной Успенской церкви, как и завещал ей муж.

Успенская церковь строилась на века из кирпичей, скрепленных цементом, замешанным на куриных яйцах. В крепости сооружения убедились советские рабочие, пытавшиеся разобрать церковь. Разрушению она не поддавалась упорно. В краеведческом музее сохранилась уникальная фотография, как взрывали колокольню Успенской церкви.

– Свидетелем этого оказался житель Княгинина Сергей Семенович Матвеев. Он был еще совсем мальчишкой, – рассказал директор музея Вячеслав Масленников. – Точно неизвестно, кому удалось сделать фотографию. Но фотографу удалось четко поймать момент – секунду, когда камни повисли в воздухе, перед тем как с грохотом обвалиться.

После ликвидации купола и колокольни, помещение церкви использовалось под клуб, спортзал и хозяйственный магазин. В качестве торговой лавки она и простояла до нового времени. А в начале 90-х взялись за ее восстановление. В 1993 году церковь была вновь открыта, в 1996 году заново отстроен купол, в 1997-м – колокольня.

Сейчас Успенский собор является главной церковью города: здесь регулярно проходят службы, отмечаются все церковные праздники.

17 января 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий впервые совершил архипастырский визит в Княгинино. В этот день архиерей в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил в Успенском соборе Божественную литургию.

Однако выбор места обусловлен не столько красотами восстановленной церкви, сколько тем, что больше восхвалять Господа и негде. На территории всего Княгининского района действуют всего две церкви: Успенская в райцентре и Рубская в одноименном селе. Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Троицкое, Нерукотворного образа Спасителя в Егорьевском, Владимирской Божией Матери в Песочном, Казанской Божией Матери в Нутренке и ряд прочих по-прежнему смотрят на мир пустыми глазницами окон.

Церковь Казанской Божией Матери в Спешневе и Николая Чудотворца в Белке находятся в состоянии долгосрочной реставрации. На одной привели в порядок купола, на другой – вставили новые окна. Однако деньги кончаются, и работа идет, что называется, в час по чайной ложке.

– В Белке в церкви отремонтировали купола, двери и окна. Теперь ищут 50 тысяч рублей, чтобы за сделанное рабочим заплатить. Работа стоит, – сетует Вячеслав Масленников. – Население готово скинуться по тысяче, но ведь на восстановление таких церквей миллионы нужны. Ремонт идет от момента, когда местные депутаты или предприятия денег дадут до следующего такого вложения.

Беда еще в том, что даже если церкви отремонтируют, район не сможет сделать им нормальный приход. В деревнях Воля, Золотуха, Парково, Николаевка, Сосновка, Мокруша – уже и населения-то нет. Да и самих деревень уже нет! То же самое в селах Спасского района, которые к нам прилегают. В Высоково, Ключищах, Яблонке – ни души.

Старые люди уходят из жизни, а молодежь не особо интересуется религией, кто бы что ни говорил.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру