Празднование начинается в центре деревни. Сюда стекаются все гости и отсюда в свой последний путь поедет Дуняша – деревянное чучело с человеческим лицом. По местной легенде, когда-то давно прекрасная девушка Дуняша была влюблена в деревенского парня, но свадьбу расстроил барин. В итоге девушка от любви утопилась, а на месте ее гибели выросла березка, к которой и по сей день приходят местные попросить что-нибудь. Несмотря на печальную историю празднуют событие с размахом, и тем самым открывают купальный сезон, празднуют начало лета.
- Праздник издревле проводится на территории нашего района и неизменно собирает множество гостей. Есть фото 1957 года с этого праздника, а сколько точно он проводится неизвестно. Праздник был возрожден с 2000 годов. К нам приезжают сегодня гармонисты из многих российских городов, - рассказал корреспонденту «МК в Нижнем Новгороде» заместитель главы администрации Вознесенского района Алексей Антонов.
По улице деревни разносится мелодичный перезвон гармошек – так зазывают на праздник тех, кто остался дома. Но таких нет, кто может ходить уже давно в праздничном строю. Основные посевные работы завершены, почему бы это и не отметить?
- Этот праздник отмечается в Духов день потому, что мы чествуем русскую березку. На нас веночки, потому, что женщина должна быть красивая и плодородная, чтобы смогла родить деток. Почки березовые использовались как ароматные масла, чтобы привлекать мужчин. Венки бросали девушки в реку, чтобы знать, где ее суженый. Если венок уплыл, то муж будет из другого села, - рассказывает заведующая отделом культуры, туризма и спорта администрации Воскресенского района Надежда Ломтева.
В традиции здесь верят, поэтому к празднику готовятся заранее. Поискали по бабушкиным сундукам, достали самые нарядные вещи. Связали самые красивые венки. Теперь можно и на улицу.
- Наши бабушки передали нам песни, которые нам очень полюбились. Мы душой болеем за наши традиции, за наше село. Мы стараемся сохранить все это и передать подрастающему поколению. У нас, в Суморино, тоже возрожден свой обряд. Мы всем селом украшаем березку и несем на речку ее притапливать. Душа просит, чтобы быть ближе к народу наши песни рассказывают обо всем: душа разворачивается и хочется случать и слушать, - поясняет руководитель народного фольклорного ансамбля «Суморяночка» Татьяна Шувалова.
- Этот праздник вроде языческий, а вроде и нет. Жизнь в деревне тяжелая, вот нам и надо иногда расслабляться. Мы закончили огороды, у нас сейчас такая пора, что можно и отдохнуть, - отметила руководитель народного фольклорного ансамбля «Рябинушка» Людмила Рюмина.
После выступлений все дружно отправляются на речку – притапливать березку. Чучело раздевают, а ветки выбрасывают в реку. Следом туда летят венки. Быстро пойдет – скоро свадьбу будут играть. Утонет – суженного придется подождать, - гласит еще одна местная примета. За венками в речку прыгают лихие парни. Все это под аккомпанемент гармони и песен. В этом году березка уплыла быстро. Старожилы говорят, что урожай обязательно будет большим.