Станет ли легче дышать в Нижнем Новгороде

Нижегородская агломерация вслед за Москвой продвигается к имиджу «электростолицы»

О планах Росатома по углублению энергоинфраструктуры в регионе «МК в НН» уже писал ранее. Экотехнопарк «Центр» в Дзержинске, о котором договорились заинтересованные структуры, должен стать первым в России производством замкнутого цикла в сфере электротранспорта, включая переработку соответствующих аккумуляторов и батарей.

Нижегородская агломерация вслед за Москвой продвигается к имиджу «электростолицы»
ГАЗель NN. Андрей Абрамов

Кроме того, Нижний Новгород намерен развивать электротранспорт, хотя еще недавно согласно федеральной программе упор делался на приобретение (переоборудование) транспорта, в том числе общественного, на газ. Под это выделялись значительные средства. Сейчас, в контексте глобальной повестки по климату и международных обязательств России, федеральный центр собирается повысить количество (долю) электромобилей в городах и стимулировать переход на электротранспорт.

Недавно в Нижний приезжал энергетический вице-премьер Александр Новак, которому кроме мероприятия на Лукойле презентовали еще и электрозарядную инфраструктуру для общественного транспорта. По сообщению облправительства, в регионе планируется установить 90 электрозарядных станций. Первая такая очень быстрая станция появилась на территории международного аэропорта «Стригино» (хотя в областном центре уже есть частные подзарядки, например для медицинских машин. – Ред.).

«К 2024 году количество электрозаправок в стране должно достигнуть 11 тысяч. Сейчас правительство России разрабатывает инициативу для поддержки развития электротранспорта и инфраструктуры. Детали прорабатываются Минпромом и Минэнерго», – заявил Александр Новак.

Оборудование выпускает единственный в России серийный производитель ЭЗС – концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), и оно поставлено в регион совместно с компанией Sitronics Group, входящей в АФК «Система». ЭЗС устанавливаются в регионе в рамках пилотного проекта «Электротранспорт и зарядная инфраструктура». Планируется, что уже до конца 2021 года в Нижегородской области будет установлено около 90 ЭЗС от КРЭТ Ростеха, – заявляют в самом концерне. Подробно о цене вопроса и механизмах финансирования (федеральный бюджет – бизнес – регион) не сообщается.

Но первый рейс электротранспорта уже запущен, Александру Новаку его показали. Маршрут начинается от аэропорта «Стригино» и заканчивается у станции метро «Парк культуры», а обеспечивается несколькими ЭЗС. На нем будут работать электрические «ГАЗели», запас хода на одной зарядке составляет 120 км и может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей.

«Нашими партнерами являются исключительно отечественные производители. В проекте задействован Горьковский автозавод “Группы ГАЗ”, он дает транспорт для пилота», – сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

«Сегодня мы готовы выпускать электромобили GAZelle e-NN в различных модификациях, – говорит президент “Группы ГАЗ” Вадим Сорокин. – На базе универсальной платформы созданы электробусы малого класса, фургоны и легкие грузовики полной массой до 4,6 тонны. Для нас очень важно, что в год 800-летия города на первый пассажирский маршрут выйдут электрические “ГАЗели”. Речь идет не только об экологии, но и о снижении уровня шума, а также о широком внедрении цифровых сервисов».

«Мы вовлечены в развитие электротранспорта во многих регионах России – уже сегодня в разных уголках страны установлено порядка 200 наших ЭЗС, – пояснил заместитель гендиректора АО “КРЭТ” по стратегическому планированию и реализации ФЦП Максим Моторин. – С правительством Нижегородской области мы разрабатываем первый комплексный проект по развитию электротранспорта. Недавно была опубликована программа от Минэкономразвития, в ней определены количественные и качественные параметры станций. Правительством указаны источники финансирования, предусмотренные субсидии позволят нам модернизировать производство, а регионам – минимизировать затраты на создание электрозарядной инфраструктуры».

В концерне поясняют, что для активации и заряда электротранспорта водитель может воспользоваться мобильным приложением или специальной RFID-картой (для автоматической радиочастотной идентификации). Затем пользователь выбирает подходящий для его марки автомобиля разъем кабеля заряда (азиатский или европейский) и подключает его к транспортному средству. Далее задается один из типов заряда: по времени, по объему или «зарядить полностью». Сейчас концерн готовится к запуску серийного производства двухпостовых ЭЗС, которые позволят заряжать и электромобили, и электробусы. Планируется, что в Нижний Новгород ЭЗС новой модели будут поставлены уже в первой половине 2022 года. По оценкам, при использовании электрозарядной инфраструктуры расходы на ежегодное обслуживание подвижного состава сокращаются в 12 раз, на топливо – в 9 раз.

Оператором первых ЭЗС Нижегородской области стала компания Sitronics Group. По словам президента Sitronics Group Николая Пожидаева, в Нижнем Новгороде компания обеспечивает оперативное сервисное обслуживание, работает система удаленного мониторинга и контроля сети заправок, включая мобильное приложение. «Это позволяет отслеживать состояние зарядных станций, состояние электробусов, а водители соответственно могут планировать график зарядки. Все потребности региона в электрозарядках могут быть удовлетворены с помощью этого комплексного решения. И для этого мы готовы рассмотреть возможность реализации проекта по сервисной модели с помощью концессии, контрактов жизненного цикла и других подобных инструментов», – рассказал он.

Надо отметить, что в рамках визита Александра Новака на территории Кстовского нефтеперерабатывающего завода была открыта установка «Пенекс». Она предназначена для переработки легкой бензиновой фракции в высокооктановый компонент товарного бензина по технологии низкотемпературной изомеризации (получение соединения с иным расположением атомов или групп), что позволяет уменьшить содержания ароматических углеводородов при сохранении высокого октанового числа и увеличить выход автомобильных бензинов из перерабатываемой нефти.

Общий объем инвестиций в проект составил 12 млрд рублей. Ввод установки «Пенекс» в эксплуатацию позволит выпускать высокооктановый компонент для приготовления автомобильных бензинов и увеличить объемы производства товарных бензинов на 400 тысяч тонн в год.

«С пуском этой установки мы полностью и в срок выполнили свои обязательства по четырехстороннему соглашению, заключенному с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом», – заявил президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 30 июня 2021

Заголовок в газете: …И электрификация транспорта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру