Это самая ценная наша находка: вулканическое образование, кусок застывшей лавы. Очевидно, там, где порода охлаждалась, из земли или из жерла вулкана активно выходили газы. Мощные струи проделали несколько отверстий, поэтому образец получился пористым. Он гораздо легче, чем кремневые куски аналогичного объема. По словам наших экспертов, это «выставочный экземпляр»: здесь наглядно показаны процессы, происходившие на Земле сотни тысяч лет назад.
Однако вулканы для наших краев, да и вообще для русской равнины не характерны. Единственный претендент – так называемый Воротиловский выступ, геологическая аномалия, расположенная в Ковернинском районе. Неужели здесь, в семеновских лесах, тоже была когда-то пышущая огнем гора? По словам нижегородского ученого Бориса Фридмана, этого быть не могло. По его мнению, следы вулканической деятельности были принесены сюда ледником из Скандинавии. Что же касается Воротиловского выступа, то есть предположение, что он образовался в результате столкновения с Землей космического тела. Специалист в области астрономии Алексей Киселев утверждает, что на сегодняшний день у метеоритной версии более весомые доказательства.
Охранник карьера Сергей Тощев регулярно находит интересные образцы, выбрасываемые помпой из глубины. Это он подарил нам кремень с застывшими отверстиями – «как будто лазером проделанными». Еще здесь обнаружили этим летом большую окаменелую ракушку и несколько «яиц» - круглых камней, напичканных древней мелкой органикой (застывшими рачками, моллюсками и так далее). Все это засыпано вырабатываемым грунтом, но следующей весной помпа снова заработает – и тогда, будем надеяться, пойдут еще более интересные находки. Пока добытчики кварца углубились на 20-25 метров – и наткнулись как раз на слой камней.
Этот овраг – составная часть системы слива воды, которая вместе с песком выбрасывается помпой на поверхность. По краям этого оврага разбросаны разнообразные камни, некоторые также подняты с 10-20-метровой глубины. Их-то мы и взяли с собой.
Это не сталактиты – просто застыла вода, которая выливается из трубы в овраг. Добыча кварцевого песка заморожена до весны.
Растения здесь также скованы застывшей водой. Вода обнажила слои, по которым теперь можно изучать историю нашей планеты. Эта глина залегает на глубине 3-4 метров. Ниже – песок. На всякий случай мы взяли образцы всех слоев.
Центр карьера, именно здесь ведется в летнее время добыча кварцевого песка. Глубина – около 25 метров.
По предположению Михаила Фридмана, это кремнистый сланец – застывшие отложения древних водоемов. Каждый год образуется один слой (сочетание темной и светлой полосок). В этом камне «записано» более 60 лет.
Некоторые камни темные, оплавленные. Это также следы вулканической деятельности. Наш эксперт в области геологии Борис Фридман (справа) и астроном Алексей Киселев (слева) изучают и описывают добытые нами камни. По их словам, следов столкновения с метеоритом здесь нет, а куски застывшей лавы принес ледник. Впрочем, не исключено, что карьер пересекается с неогеновым слоем, который образовался более 20 миллионов лет назад, до ледникового периода.
В этом куске известняка следы множества мелкой живости, обитавшей здесь 300 тысяч лет назад.