Впрочем, тени в постановке есть, их много, они танцуют, живут, разыгрывают странные сценки из жизни мертвых и всячески взаимодействуют с «живыми» артистами на сцене. Под увертюру, к примеру, театр теней изобразил процесс мумификации буквально подробно по Диодору – извлечение мозга из головы острым крючком, внутренностей чрева через разрез в туловище и распределение извлеченного по причудливой формы сосудам. И если с некоторой натяжкой визуал можно соотнести с древнегреческой чернофигурной вазописью, то по сути – это египетская Книга мертвых, без вариантов. То есть, у людей, знакомых с древнегреческим мифом о трагической любви Орфея и Эвридики (а это примерно все, кто так или иначе ходит в театры), возникает закономерный вопрос: почему Египет?
И тут на помощь приходит стильная, черная с серебром книжечка, выданная при входе служительницами. Нет, это не программка, и даже буклетом ее назвать сложно, потому что это, действительно, полноценная книга. И если, продравшись через три вполне объемные искусствоведческие статьи, потом прочитать про нижегородскую версию шедевра Глюка, то ближе к концу, на странице 67, можно найти объяснение египетским аллюзиям постановки.
В небольшом эссе режиссер-постановщик спектакля Вячеслав Игнатов признается, что вслед за Глюком и его либреттистами авторы нижегородской постановки оперы тоже ощутимо трансформировали сюжет в спектакле. Самое главное, и это совершенно неочевидно из текстов арий и речитативов, история начинается не со смерти Эвридики, а со смерти самого Орфея. Египетские же мотивы появились в постановке потому, что, по версии авторов, после неудачного похода за Эвридикой убитый горем Орфей скитался-скитался и доскитался до Египта, где так проникся обрядами и теологией, что основал собственную религию – орфизм.
Орфизм действительно существовал в Древней Греции, но пришел в упадок еще в античности, оставив после себя исчезающе мало свидетельств, поэтому вся эта египетская тема – чистая фантазия постановщиков, которая, впрочем, вполне имеет право на жизнь, почему бы и нет.
Так вот, умирает Орфей, а Эвридика, между тем, жива и здорова, что несколько противоречит версии Орфеевых скитаний до Египта, но не будем придираться. Душа его страдает в Аиде и рвется к жене своей Эвридике, но служители царства мертвых не отпускают певца. Тогда, вняв его мольбам, Танатос (а вовсе не Амур) указывает путь. Тень Орфея является горюющей по умершему супругу Эвридике и зовет ее за собой. Та радостно спешит за мужем, который, не оглядываясь, направляется в Аид. Он понимает, что если взглянет жене в лицо, то мужества обречь любимую на смерть ему не хватит. В результате, добравшись до царства мертвых, Эвридика предсказуемо умирает сама, Орфей безутешен, но если жизнь разлучает и разделяет людей, то смерть соединяет. Таким образом, Танатос возвращает Орфею его возлюбленную теперь уже навсегда. Все танцуют.
В целом, вся сценография работает на эту идею – и процесс бальзамирования в начале, и появление Орфея на сцене в виде мумии, и его метания в явных попытках вырваться во время первого хорового номера и вид Амура, который вовсе не Амур, а Танатос, и даже финал – явная цитата из бертоновского Битлджюса. Одна проблема: без авторского либретто – это все равно совершенно неочевидно.
Потому что главной целью постановки стала максимально аутентичная версия шедевра XVIII века, и несмотря на то, что в силу понятных причин нотный материал постановщикам пришлось доставать по знакомым, все получилось именно так, как было задумано. Были изучены все доступные авторские редакции оперы, которых до нас сохранилось четыре – венская, неаполитанская, пармская и парижская. За основу была взята пармская версия, поскольку только в ней весь музыкальный материал был написан Глюком. К ней были добавлены несколько хореографических номеров из парижской и венской редакций. Также в нижегородскую версию вошла ария Орфея «Addio, o miei sospiri», написанная Глюком для контратенора и адаптированная спустя век Берлиозом для меццо-сопрано Полины Виардо. В результате, в нижегородском оперном было создано уникальное музыкально-драматургическое видение спектакля, вобравшее в себя, по замыслу постановщиков, лучшие элементы всех авторских решений.
«Известно, что премьера оперы «Орфей и Эвридика» Глюка была приурочена к именинам императора Франца I и стала частью придворных празднеств, поэтому она изначально получилась такой небольшой, практически камерной. - Ольга Китова, известный нижегородский блогер, поделилась своими ощущениями от премьеры. - И меня в постановке нашего театра зацепила именно эта вновь воссозданная "придворность". На неё всё работает на площадке пакгаузов. И почти полное отсутствие декораций, театр теней, и то, что оркестр в какой-то мере перекрывает сцену».
На самом деле, если не знать, что по режиссерскому замыслу в нижегородской версии Орфей фактически убивает свою возлюбленную, и воссоединяются они в итоге не в жизни, а в смерти, то получается именно камерная постановка, а ксеноморфические костюмы совершенно не пугают, производя впечатление скорее замысловатых кукол, созданных для увеселения изысканной публики. Впрочем, постановщики и не отрицают определенную кукольность, читай игрушечность происходящего на сцене. Во время пресс-конференции Мария Литвинова, одна из двух режиссеров-постановщиков, определила жанр спектакля как совмещение формальных жанров оперы и кукольного театра.
Занятно, что в создании нижегородской постановки были задействованы не только два режиссера постановщика Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, но и два художника по костюмам Ольга и Елена Бекрицкие. И, кстати, работу последних отмечают все, кому посчастливилось попасть на премьеру. Их костюмы – сложные узорчатые конструкции со встроенными подвижными элементами напоминают то ли книжки-игрушки из нашего детства, то ли бумажные скульптуры оригами, то ли сами пакгаузы – эти спасенные градозащитниками ажурные сооружения, которые наконец-то получили новую жизнь, как та Эвридика в классическом варианте либретто оперы Глюка.
Но, откровенно говоря, не костюмы заставили зрителей четыре дня подряд стоя аплодировать в финале оперы после ликующего хора «Trionfi Amore», а высочайшего уровня исполнение, к которому нижегородская публика пока еще не успела привыкнуть. Музыканты первого состава оркестра нижегородского Театра оперы и балета LA VOCE STRUMENTALE под управлением Дмитрия Синьковского виртуозно исполнили одухотворяющую, возвышенную музыку, написанную реформатором оперы К.В. Глюком. А прекрасные солисты, большая часть из которых такие новенькие, что аж блестящие, делают прослушивание оперы чистым наслаждением.
Нижегородцы пишут в соцсетях свои отзывы и главное слово всех этих отзывов «восторг»:
«Просто восторг - от вчерашней постановки оперы «Орфей и Эвридика» в новом концертном зале в Пакгаузах!»
«Восторг! Дикий восторг испытала от вчерашней постановки оперы « Орфей и Эвридика» в новом концертном зале в Пакгаузах! Это что-то невероятное! Не хочу никого обижать, но уровень нашего оперного потрясающе повысился!»
«Дирижеру-постановщику Дмитрию Синьковскому и художественному руководителю Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Алексею Трифонову - огромное спасибо за доставленные эмоции. Полный восторг от зала, акустики, волшебной музыки и прекрасного исполнения»
«Премьера спектакля “Орфей и Эвридика” – важнейшее культурное событие для Нижнего Новгорода и для российской публики. – подчеркнул во время пресс-конференции заместитель председателя правительства Нижегородской области Олег Беркович. - Этот творческий эксперимент, однозначно, — ещё два шага вперёд, уверенно сделанных нашим Театром оперы и балета. Соединяя трепетное отношение к аутентичному звучанию музыки эпохи Барокко и инновационное творческое видение, театр открыл новые горизонты зрительского опыта». Кроме того, говоря о новом зале, Олег Беркович отметил, что специалисты, которые разрабатывали звук и артисты, которые здесь уже выступали в один голос утверждают, что концертный Пакгауз получился одним из лучших камерных залов страны.
Художественный руководитель нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов соглашается, что акустически зал прекрасный, но по-настоящему уникальным делают его в том числе и технические возможности, которые позволяют не только играть концерты, но и ставить экспериментальные оперные и балетные постановки. Специально для этого зала было разработано особое окно, которое открывается во время концертов, и слушатели могут наслаждаться не только прекрасным звуком, но и совершенно фантастическим видом на Стрелку и город. Во время премьеры оперы оно было по понятным причинам закрыто, но у нас впереди по слухам летние концерты и как апофеоз в августе – ежегодный фестиваль оперной музыки Стрелка.
А вот четыре дня премьерных показов, к сожалению, все. И у тех, кто не сумел купить билеты на оперу «Орфей и Эвридика» будет шанс это сделать теперь только в ноябре. Вне всякого сомнения, они будут ждать этой возможности с нетерпением, потому что «Премьерный "Орфей" - настоящий современный оперный спектакль: зрелищный, концептуальный - такой, каковой и должна быть постановка оперы в век интернета и киноблокбастеров. Его хочется трактовать, разгадывать, в равной степени увлекаясь и музыкой, и сценографией. Молодые исполнители играют с огромным энтузиазмом, вдохновляемые своим музыкальным руководителем. И это значит, что на наших глазах растет коллектив для новых творческих вызовов и премьер» (Ксения Ануфриева, музыковед, кандидат искусствоведения).