Варнавинские изделия из кости недаром называют «костяным кружевом». Они такие же изящные, тонкие, завораживающе прекрасные. И в них вложено тепло рук мастеров.
На минувшей неделе в сиреневом зале усадьбы Рукавишниковых (Верхневолжская наб., 7) состоялся предпоказ выставки «Мастер костяного кружева», посвященной столетию со дня рождения человека, стоявшего у истоков варнавинского косторезного промысла, – народного художника Российской Федерации Парфена Черниковича.
Имя Парфена Черниковича сегодня знают, к сожалению, немногие. А в советское время его работы ценились очень высоко. Ваза «Север», например, была в 1944 году вручена президенту США Франклину Рузвельту от имени советского правительства.
А родился мастер 2 ноября 1920 года в белорусской в деревне Страхини в крестьянской семье. Позже, в 1935 году, Черниковичи были вынуждены переехать в Архангельскую область, где в селе Ломоносове в школе художественной резьбы по кости Парфен и научился ремеслу.
Во время войны Черникович командовал взводом саперов, был ранен, после чего ему пришлось долго разрабатывать поврежденную руку, чтобы продолжать творить.
Демобилизовавшись по ранению в 1943 году, он вернулся в Архангельскую область, был избран председателем и членом худсовета артели. В 1950-е годы он стал главным художником фабрики.
В конце 1960-х Парфен Парфенович переехал в Горький (Нижний Новгород). Помещение для косторезного производства нашлось в Варнавине, в здании бывшей пересыльной тюрьмы. Там и зародился нижегородский косторезный промысел.
– Судьба у этого человека была сложная, – рассказал директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) Юрий Филиппов. – Парфен Парфенович познал и крестьянский труд, и несправедливость со стороны властей, и военное время (он участвовал в Великой Отечественной), и перемену места жительства не по собственному желанию. Конечно, большой удачей для нас, нижегородцев, стало то, что в результате различных жизненных перипетий художник, уже будучи мастером резьбы по кости, попал в Горький.
Мы знаем, что Нижегородская губерния (тогда Горьковская область) всегда была центром народных художественных промыслов. И с приездом Черниковича появился еще один.
Да, нижегородцы и раньше обрабатывали кость, но художественной резьбы не было. Делали рукояти для ножей, накладочки-обкладочки.
Парфен Парфенович создал школу художественной резьбы в Варнавине с нуля. Он был мастером архангельской школы. Там, на Севере нашей страны, вплоть до Чукотки, куда ни посмотри, везде обрабатывают кость. Материала много. Но Черникович, как любая творческая личность, на нижегородской земле трансформировал промысел, опираясь на местные традиции.
Он внимательно изучил глухую поволжскую резьбу по дереву и элементы ее растительного орнамента, зооморфные ввел в свое творчество и создал свой неповторимый стиль. Такое случается нечасто. Это событие знаменательное для истории искусства, Нижегородской области и мировой культуры.
Обычно, когда мы собираем выставку народных художественных промыслов, мы ее проводим в музее НХП на Большой Покровке, 47. Но ради такого события мы выделили два зала в усадьбе Рукавишниковых. Самая красивая в городе сиреневая гостиная достойна этих работ, и они достойны ее.
К юбилею Парфена Черниковича была выпущена книга, посвященная его творчеству. Ее автор Николай Чугунов – родственник Парфена Черниковича – провел большую работу по сбору материала. Он знавал художника лично, беседовал с теми, кто работал вместе с Парфеном Парфеновичем.
На выставке представлены не только произведения художника, но и инструменты, которыми он работал. Например, бормашинка, смонтированная им своими руками.
– Слава богу, архив остался богатый, – порадовался Николай Чугунов. – Сотни эскизов, писем, фотографий его работ.
В числе экспонатов – вещи, которые хранятся в семье Николая Чугунова, доставшиеся от Парфена Парфеновича. Это в основном произведения последних десятилетий жизни мастера.
Работы выполнены из «драгоценной» кости – бивня мамонта, моржового клыка, а также цевки (трубчатых костей крупного рогатого скота) в технике ажурной и рельефной резьбы.
На выставке представлены вазы, настольные экраны, коробочки, шкатулки. В некоторых из них нашли отражение мотивы холмогорских мастеров (сцены охоты, животный мир Севера, быт традиционных народов, растительный декор), в других – нижегородские: благородный олень, лоси, кони, птицы.
Работы мастера находятся в двадцати российских музеях, в том числе в Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге.