Нижегородцы смогут увидеть норвежские фильмы

Фестиваль современного норвежского кино проходит в Арсенале (18+)

Фестиваль современного норвежского кино проходит в Арсенале (18+)
Фото Алексея Шеянова

«Если бы не было Скандинавии, не было бы и современного Голливуда» – несмотря на некоторую эпатажность высказывания, Павел Милославский, директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, организатор фестиваля, может аргументированно подтвердить свои слова.

На самом деле, общеизвестно, что в Голливуде сейчас работает много режиссеров, актеров и операторов из скандинавских стран. Они, собственно, и делают значительную часть тех блокбастеров, которые мы воспринимаем как американские. Алисия Викандер, шведская актриса, обладательница премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, вся семья Скарсгард, датчанин Николай Костер-Вальдау – так полюбившийся всем Джейми Ланистер, еще одна звезда «Игры престолов» норвежец Кристофер Хивью, Тормунд Великанья смерть... И это только актеры, их знают все. А есть же еще режиссеры и операторы, которые, заработав в Голливуде кроме денег еще и очень важные профессиональные навыки работы с самой современной техникой и самым современным оборудованием, вооружившись современным подходом к созданию фильмов, возвращаются домой и снимают там серьезное концептуальное и совершенно не кассовое кино.

Не кассовое-то оно, может, и не кассовое, но все те несколько десятков фильмов в год, которые снимаются в маленькой стране Норвегии, окупаются. Во-первых, потому что потребление кинематографа там очень четко делится на две части: когда норвежцы хотят пожевать попкорна и развеяться – они идут и смотрят голливудские фильмы, а когда хотят получить, в формулировке Павла Милославского, «культурную инъекцию в мозг», они смотрят свое кино. И второй вариант «культпоходов» едва ли не превалирует над первым. Ну, а во-вторых, норвежское кино просто хорошее и действительно качественное. «На мой взгляд, сейчас норвежское кино интереснее, чем французское и итальянское, – поясняет Павел Юрьевич. – Европейскую кинематографическую школу продолжают сейчас поддерживать немцы, поляки, чехи, ну и скандинавы, а все остальное несколько сползло в самоцитирование. А у этих есть все время что-то свежее, какой-то новый язык».

Фестиваль норвежского кино, открывшийся сразу после длинных новогодних каникул, уже не первый в Нижнем Новгороде. Строго говоря, третий. Павел Милославский, бессменный организатор фестивалей европейского кино в нашем городе, уже не помнит, когда прошли первые два. «Кажется, в шестнадцатом и восемнадцатом году», – неуверенно говорит он.

Первым фильмом нынешнего фестиваля стала историческая драма о событиях Второй мировой войны «12-й человек». Действие фильма происходит норвежской зимой, никакого павильона, сплошные натурные съемки при температуре в среднем минус 28 градусов, зато в результате получился потрясающе красивый фильм – море, фьорды, горы, пещеры, метели и вся нация объединяется для того, чтобы спасти одного человека. «Это настолько концептуально красиво подано, – говорит Павел Юрьевич, – что фильм заставил меня поверить, что я люблю патриотическое кино. Важно, чтобы это было кино, а не идеологическая агитка».

Вторым в минувшую субботу прошел показ совсем другого фильма, то ли семейной драмы, то ли трагикомедии (с жанром зрители так и не смогли определиться) – «Розмари» режиссера Сары Йонсен. Журналистка Унн в туалете отеля, в котором проходит ее свадьба, находит только что родившуюся девочку. Унн передает ребенка социальной службе, однако через 16 лет им суждено снова встретиться, и Унн в силу ряда своих причин соглашается помочь найти Розмари ее мать.

В Норвегии снимают много «женского» кино, не в смысле мелодрам и мыльных опер, а просто очень серьезные и успешные женщины-режиссеры снимают кино о проблемах, интересных им. «Розмари» Сары Йонсен как раз из таких фильмов. Во время фестиваля планируется показ еще одного «женского» фильма – «Девушка-лев». О девочке, которая родилась вся покрытая тонкими желтыми волосками. Ее отец, станционный смотритель, одолеваемый горем после смерти жены и стыдом оттого, что его дочь похожа на лисицу, не готов признать ребенка, и поэтому она вынуждена расти взаперти на втором этаже вокзала.

Программа фестиваля сформирована на основе разножанрового подхода. Кроме двух условно женских фильмов будет еще две программы документального кино. Военной тематике посвящен еще один показ – «Выбор короля» Эрика Поппе. Если первый – это почти боевик, то второй фильм повествует о том, как в 1940 году, после вторжения немецких войск на территорию Норвегии, правительство в панике подает в отставку и перекладывает ответственность за принятие решения о подписании акта капитуляции на тогдашнего формального главу государства – короля Хоконa VII.

Подробную информацию о показах можно прочитать на сайте Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, но хочется еще упомянуть, что все фильмы из коллекции посольства Норвегии в России, права на показ которой они сами получили совсем недавно, нижегородские зрители увидят первыми. Даже в Москве показы пройдут, скорее всего, ближе к весне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 23 января 2020

Заголовок в газете: Культурная инъекция в мозг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру