Ощущение праздника вернулось

В ТЮЗе прошел вечер памяти Бориса Наравцевича

21.11.2019 в 11:32, просмотров: 399
Ощущение праздника вернулось

Прекрасное время, с которым у многих связаны ощущения молодости и детства, казалось, на миг вернулось 12 ноября в Нижегородский ТЮЗ, на вечере памяти «Разноцветные страницы Наравцевича». В этом году легендарному режиссеру, народному артисту РСФСР исполнилось бы 95 лет.

На этом особом по значимости театральном событии друзья, актеры, коллеги, работавшие с ним, делились воспоминаниями и ощущением театра-праздника, который сумел создать Борис Абрамович в театре. Он переехал из Рязани в 1970-м и проработал в Горьковском ТЮЗе до последних дней в 1986 году. С его приходом многое изменилось – о театре заговорили далеко за пределами города, на его спектакли стала приходить самая разная публика, и уже не только дети и подростки, но и взрослые хотели попасть на гремевшие постановки. По мнению тех его зрителей, в них было ощущение легкости, возвышенного героического романтизма и искренности.

Сохранилось очень мало записей его работ, как и кадров, где можно увидеть постановочный процесс, слова и размышления режиссера о творчестве. Все найденное и собранное по крупицам проецировалось на полупрозрачный занавес на сцене. Ретроспективная часть была дополнена необычным по форме живым действом.

Чтобы дать возможность вновь ощутить «эпоху Наравцевича», было найдено верное решение – восстановить эпизоды из нескольких лучших его спектаклей. Сценарий написали бывший завлит театра Ольга Наумова и заслуженная артистка РФ Елена Фирстова – дочь Бориса Абрамовича и режиссер вечера. Речь не шла о выходе артистов в тех же ролях, которые они когда-то играли. Много времени прошло, а кого-то уже нет в живых. Но все, кто работал в те годы, по памяти попытались воссоздать отдельные сцены с участием молодых актеров ТЮЗа.

Конечно же, они не в силах полностью передать атмосферу, царившую тогда в зале, но все же артисты смогли дать представление современному зрителю, не заставшему тот период в силу возраста, какими были его постановки: «Двенадцатая ночь», «Дикая собака динго», «Три сестры», «Ревнивая к себе самой», «Виндзорские насмешницы», «Мещанин во дворянстве», «Сон в летнюю ночь», «Любовь к одному апельсину», «Песнь о Данко», «Скрипка Ротшильда», «Дама с собачкой». В формате калейдоскопа из монологов, архивных фотографий театра, отрывков телевизионных программ и девяти эпизодов из постановок в итоге сложился, как пазл, портрет большого режиссера и личности на фоне увлекательного времени.

Помимо работы в родном театре, Наравцевич параллельно преподавал в Горьковском театральном училище, где выпустил три курса учеников. Сейчас они выступают на нижегородских и столичных сценах – некоторые из них были в зале. Он приходил в театр раньше всех и после спектаклей оставался продолжать репетировать. Борис Абрамович жил театром и без него себя не мыслил. Его талант был еще и в том, что он, как магнит, притягивал и сплачивал вокруг себя творческих людей, которым было интересно работать с ним и ставить экспериментальные постановки в его театре. За всю историю ТЮЗа равных ему не было ни до, ни после. В труппе практически не было интриг и недовольных, ведь он стремился занять в премьерах всех артистов, приглашал из училища молодых выпускников.

О работе с Наравцевичем все выступавшие говорили как о лучшем времени в их жизни, с удивительным ощущением счастья. Порой было действительно трудно и мучительно сложно – он много требовал от артистов, но это приносило им громадное удовольствие, потому что потом им игралось легко. Он был быстрым, азартным, в чем по-детски наивным, беззащитным – настоящим волшебником театра для детей и юношества.

С музыкального спектакля «Три мушкетера» началась слава театра времен Наравцевича, а последней стала постановка по рассказам Чехова «Руководство для желающих жениться». Первая его часть – «Дама с собачкой» – прозвучала чуть грустным напоминанием о навсегда утраченном прошлом в финале встречи. Но вечер такого солнечного человека, каким был Борис Абрамович, не мог завершиться в миноре. Поэтому на сцену вновь вышла труппа ремесленников из «Сна в летнюю ночь», чтобы разыграть гомерическую «прежалостную комедию», с репетиций которой началось ностальгическое представление. Площадной, эмоциональный по подаче, веселый карнавал его любимого автора – Шекспира подвел итог всему показанному и сказанному и вернул нас в настоящее, в котором иным стали мир, театр и зритель.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Фото Андрея АБРАМОВА.

Справка

Борис Абрамович Наравцевич родился в театральной семье. Еще в школьные годы он любил выступать и читать стихи. Учился в Пермском театральном училище, а затем в театральной студии при Ленинградском Большом драматическом театре. Работал там актером. Как режиссер поставил спектакли в Астраханском ТЮЗе и Воронеже, где основал театр юного зрителя, а потом в Рязанском ТЮЗе. 16 лет он возглавлял Горьковский ТЮЗ, для которого это были лучшие творческие годы. Здесь он создал 43 спектакля и более 100 появились при его непосредственном руководстве.