Историю любви представили в оперном театре

Мировая премьера балета «Безымянная звезда» (12+), по мотивам одноименной пьесы румынского драматурга Михаила Себастьяна в Нижегородском академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Мировая премьера балета «Безымянная звезда» (12+), по мотивам одноименной пьесы румынского драматурга Михаила Себастьяна в Нижегородском академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Красивая история любви столичной светской звезды и провинциального учителя астрономии, конечно же, знакома многим нашим читателям по советскому кинофильму режиссера Михаила Козакова. Но теперь на нижегородской сцене «Безымянная звезда» переосмыслена в танце нашими современниками – московской творческой командой, и результат получился ничуть не хуже. Они представили зрителям свое видение известного сюжета, в финале которого публику ждет неожиданная развязка.

В начале спектакля зрителю наглядно и немного утрированно на языке танца демонстрируется все то, о чем персонажи пьесы проговаривают в репликах, объясняя, почему и как такое могло случиться, чтобы «светская штучка», бросив все, сбежала в первом же поезде, куда глаза глядят. Предыстория сентиментальной мелодрамы переносит место действия в казино Бухареста, где звучит веселая, несмолкаемая музыка и конца разгульной жизни с игрой в рулетку, как кажется, никогда не будет.

Все события развиваются на фоне пока еще благополучной, предвоенной Европы, в которой уже доминирует фашизм, поэтому насилие и слежка за окружающими, не является здесь чем-то непривычным. Но и тот маленький городок, куда случайно попадает беглянка Мона, лишь оборотная сторона медали – в этом консервативном обществе точно также нет места для свободы, и даже прогулки обывателей по улицам, напоминают ходьбу строем, в ритме марша.

Композитор Владимир Качесов рассказал о процессе создания балета, впервые поставленного по этому произведению: «В спектакле много драйвовой музыки: танго, чарльстон, фокстрот, кан-кан – в 1930-е она была очень разнообразной и я рад, что все это удалось использовать. Всем известен мюзикл «Безымянная звезда», который с успехом идет на разных сценах. Но балет – это ноу-хау. Балетмейстер Андрей Петров динамизировал сюжет и сделал из него настоящий экшен. Вместе с удивительным видеорядом, который создал художник Григорий Белов, у нас получилась потрясающая, очень зрелищная история».

Еще в 2015 году авторы этого проекта представили четыре музыкальных эпизода и план хореографического решения будущего спектакля прежнему руководству Нижегородского театра. И после полученного одобрения, началась работа над балетом. Но премьера стала возможна только спустя несколько сезонов, когда удалось согласовать графики московской группы с нижегородскими возможностями. В 2018 году Министерство Культуры РФ выделило грант на постановку спектакля, благодаря чему премьера смогла стать еще более качественной.

Прекрасный дуэт влюбленных создали на сцене Андрей Орлов и Татьяна Казанова. Романтические натуры, поневоле став изгоями, нашли друг друга, свою большую любовь и обрели, хотя бы даже очень короткое, счастье. В балете принято делать образы на обострении конфликта и потому богатого и властного любовника – игрока Грига, сделали таким намеренно отрицательным персонажем. Но Александр Лысов смог наделить его роковым обаянием, глядя на которого ты понимаешь, что не только деньги когда-то прельстили в нем капризную красавицу.

Настоящее имя автора пьесы – Иосиф Гехтер – долгое время было неизвестно, поскольку он скрывал под псевдонимом свою национальность. В мировой истории литературы он, по сути, остался автором одного произведения. Судьба его была не менее трагична, чем сама история учителя из «Безымянной звезды»: пережив войну, в результате несчастного случая он был раздавлен грузовиком в 1945 году.

В основу спектакля, при всей реалистичности происходящих событий, балетмейстер-постановщик премьеры – основатель и художественный руководитель театра «Кремлёвский балет» народный артист РСФСР Андрей Петров добавил элементы символической сказки. «Я очень благодарен театру, его руководству, постановочной части, оркестру и артистам, за то прекрасное отношение, которое у них было к этой постановке. Это была очень быстрая, творческая, веселая, в некотором смысле даже легкая для меня работа», – говорил он накануне премьеры. Непосредственно работа с артистами заняла у него всего лишь месяц. А результат получился потрясающим! Труппа нижегородского театра довольно небольшая, поэтому многие эпизодические роли исполняют одни и те же танцоры. Можно сказать, что все, кто в ней есть – задействованы в спектакле».

Легкий флер, воздушность, непривычная для обывателей откровенная красота, свобода Моны, которую так часто влюбленный Мирою сравнивает с открытой новой звездой, создают вокруг ее образа ореол чуда, с которым сталкивается обыкновенный мир, не верящий в волшебство. Впрочем, Звезда здесь имеет не только абстрактный астрономический, но и вполне реальный хореографический образ, который воплотила Александра Зрелова, в окружении вращающегося вокруг нее кордебалета созвездий. Комната замкнутого ученого с ее появлением превратилась в космическую галактику, где нет запретов, границ и догм.

           Лирические сцены в спектакле сменяются сатирическими наблюдениями за бытом и нравами провинциалов, в которых многие, наверняка, узнают и себя. Связующим звеном между миром свободолюбивых героев и окружающим их  обществом стала обаятельная Ученица (Елизавета Мартынова). Мадемуазель Куку (Ольга Цивилева) – вполне узнаваемый, современный, эмансипированный персонаж, в которой сочетается солдафонская муштра и комичность. Ироничные зарисовки жителей городка сделаны нарочито гротесково, без тени злобы. Мы сами – часть этого неспешного, полусонного мира, в котором с помощью искусства театра удается посмотреть на себя со стороны, и, быть может, в итоге попытаться измениться.

           «Одно из ключевых мест в жизни человека – это вокзал, – рассказывает автор декораций – заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов. – На вокзале мы расстаемся и встречаемся. Здесь же – судьбоносный вокзал, мимо которого проносятся мимо, не останавливаясь, поезда и, какая-то удивительная, как кажется, счастливая жизнь. У каждого из нас внутри есть такой же «вокзал». И, вдруг, на нем останавливается поезд и появляется «что-то», что переворачивает жизнь».

В оформлении спектакля задействованы огромные экраны, на которых сменяется изображение. Видеопроекция в данном случае – удачная особенность, дань времени и необходимость, для придания динамики постановке. Технологические новшества, в сочетании с вполне традиционными решениями, придают сценам глубину и создают дальний план, визуально расширяя пространство. Зрители также увидят паровоз и ретро-автомобиль, а дополнят атмосферу 1930-х годов костюмы, выполненные художником, лауреатом премии «Золотой Орел» Ольгой Полянской.

Решение финала – интересный и неоднозначный режиссерский выбор, который оставляет нам призрачную надежду: ведь люди – не звезды, и иногда могут изменить выбранную прежде орбиту. Впрочем, каждый решит для себя, могло ли все закончиться иначе, стоит ли в конце отношений «точка», или же оставлено многоточие.

           Приходите, чтобы увидеть все это своими глазами. Ближайшие показы состоятся 8 и 23 ноября.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото: Андрей АБРАМОВ

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2019

Заголовок в газете: Вся наша жизнь – вокзал!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру