В нижегородском «Арсенале» приручили пустоту

Советский концептуализм родился на Урале

22.03.2018 в 13:36, просмотров: 404

В Арсенале в Нижегородском кремле до 20 мая проходит выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала», созданная Уральским филиалом Государственного центра современного искусства. На ней представлены работы 54 художников и творческих объединений.

В нижегородском «Арсенале» приручили пустоту

Выставка разбита на три хронологических блока: 1960–1980, 1980–2000, 2000 гг.– настоящее время и создана, чтобы показать «срез актуальных произведений» в эти периоды. Все представленные работы демонстрируют уникальность искусства этого региона, к тому же они включены в исторический контекст жизни Урала: к примеру, в 1967 году родился миллионный житель Свердловска, а в 2017 году численность населения Екатеринбурга превысила полтора миллиона человек. Глядя на картины и инсталляции, можно прочувствовать, как менялась общественно-политическая и культурная жизнь региона.

Актуальность выставки заключается также в том, что она является исследовательским проектом. В качестве отправной точки современного искусства на Урале взято произведение Валерия Дьяченко «Чьё это облако?» (1967). По мнению исследователя Татьяны Жумати, эта картина «может быть названа одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы».

Исследование затрагивает проблематику существования арт-среды в нестоличном городе, которая возникает буквально из пустоты, постепенно приобретая свою индивидуальность. Конечно, у уральских художников были свои вдохновители, к примеру русские футуристы.

Также здесь можно посмотреть уникальные экспонаты, которые ранее нигде не выставлялись. Например, ранние произведения художника Старика Букашкина. В то время он подписывался еще своим настоящим именем – Евгений Малахин.

Экспозицию продолжают работы Анны Таршис, лидера «уктусской школы» (экспериментальная группа художников, чьи работы повлияли на формирование нового, неоавангардного языка), более известной как Ры Никонова.

Новое поколение уральского искусства представляют Тимофей Радя, размещающий свои высказывания в городской среде, и творческое объединение «Куда Бегут Собаки», его участники создают мультимедийные инсталляции и малые художественные формы, которые затем интегрируют в окружающее пространство.

Выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» настолько особенна и нестандартна, что ее необходимо увидеть всем, кто интересуется современным искусством.

12+