Контроль за выбросами крупных промпредприятий в Нижнем Новгороде ужесточат

Почти 140 тысяч тонн выбросов «генерирует» город

Если смотреть на экологические рейтинги, то Нижний Новгород не входит в число «грязных передовиков» среди крупных городов. Например, по выбросам в окружающую среду столица ПФО одна из самых благополучных в округе, но если представить, что ежегодно более 135 тысяч тонн «улетают» в воздух, которым мы все дышим, то оптимизма убавляется. Тем более что рядом Дзержинск, где Минприроды РФ фиксирует превышение ПДК по этилбензолу.

Почти 140 тысяч тонн выбросов «генерирует» город
Фото: Евгений Алексеев

Машины чадят больше всего

В год проведения чемпионата мира по футболу в Нижнем Новгороде департамент Росприроднадзора по ПФО намерен ужесточить контроль за выбросами крупных промпредприятий в Нижнем Новгороде, заявил 13 февраля на заседании гордумы по экологии и. о. заместителя начальника департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО Валентин Пономарев.

По данным ведомства, количество загрязняющих выбросов в окружающую среду от стационарных источников превысило 39 тысяч тонн в 2016 году, однако объем транспортных, автомобильных «выхлопов» с лихвой превышает эти объемы – 96 тысяч тонн, это оксид и диоксид азота. По сравнению с 2015 годом масса грязных выбросов возросла на 23 процента в общем объеме.

Как ни странно, но наибольшее загрязнение наблюдается в Приокском районе – 12 тысяч тонн, в Автозаводском – 10 тысяч тонн. Максимум концентрации автомашин, по информации департамента, отмечается в Автозаводском и Нижегородском районах, ставших самыми загазованными.

Как недавно отмечал начальник департамента Росприроднадзора Олег Кручинин, на территории Нижнего Новгорода функционируют более 160 крупных и средних промышленных предприятий, развитая сеть автомобильных дорог, по которым ежедневно передвигаются более 250 тысяч автомобилей, и число их неуклонно растет с каждым годом.

«Все это оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду и на атмосферный воздух особенно, – характеризуют город представители департамента. – Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается автомобильным транспортом, промышленными объектами теплоэнергетики, нефтепереработки, машиностроения. Главными источниками промышленных загрязнений являются Автозаводская и Сормовская ТЭЦ, Нижновэнерго, ГАЗ, Теплоэнерго, Нижегородский водоканал, Нижегородский машиностроительный завод, силикатный завод № 1 и др.»

Чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, нужно снижать выбросы вредных веществ, делать мониторинг ключевых проблемных зон и повышать эффективность нормирования выбросов и разрешительной деятельности. (Под термином «нормирование выбросов загрязняющих веществ» понимается установление нормативов предельно допустимого воздействия на атмосферный воздух.)

«Основная проблема – как раз незанормированность источников по выбросам, – считает представитель департамента Росприроднадзора Валентин Пономарев. – С целью предотвращения несанкционированных выбросов было пронормировано 105 предприятий. Но зачастую предприятия занижают или вообще не отражают степень вредного воздействия на окружающую среду, для того чтобы снизить плату за негативное воздействие, не модернизируют систему очистки. Тем самым причиняют вред окружающей среде, ожидая очередной проверки».

Многие предприятия проверяют на федеральном уровне: «Гидромаш», завод имени Фрунзе, ПАЗ, «Сокол», ОКБМ имени Африкантова, НИИИС имени Седакова и др.

В целом по данным департамента количество плановых проверок постоянно снижается (за три года – на 37 процентов). При этом растет количество рейдовых проверок по жалобам граждан и организаций.

«Мы по плану не можем чаще чем в три года проверять предприятия, – поясняет Пономарев, – если не будет каких-то экстренных и чрезвычайных ситуаций. Зачастую производство модернизируется и вводит в действие еще более мощный источник выбросов, а оборудование не декларируется. Есть предприятия, которые превышают установленные им предельно допустимые нормы выбросов, если идет увеличение объемов производства, из-за изменений технологии или режима работы. Неиспользование оборудования пылегазовой очистки тоже становится причиной ненормативных выбросов. В частности, по результатам проверки по машиностроительному заводу были зафиксированы превышения по железу, абразивным компонентам и другим показателям».

Дурной запах не нормируется

«Очень много было обращений граждан на дурной запах, который, как они предположительно считают, идет от НМЖК и Водоканала, – говорит замначальника департамента. – Однако плановая проверка масложиркомбината не выявила превышений по всем нормированным показателям выбросов. Комбинат обязался модернизировать мыловаренный цех и производство майонезов и установить трехступенчатую систему очистки. В марте 2018 года НМЖК планирует закончить тестирование новой системы очистки выбросов (монтаж оборудования уже завершен) и запустить систему в действие».

«Комбинат внедряет и автоматический контроль фильтрации выбросов, – добавляет Пономарев. – С Водоканалом также достигнуто соглашение о внедрении комплексной системы очистки, в первую очередь от сероводорода и других пахучих составляющих. Процесс в этом направлении уже пошел. Но не всегда люди могут назвать точные адреса источника запаха, а плановые проверки не дают полноты контроля и опаздывают. По соглашению с природоохранной прокуратурой мы уже начали готовить хозяйствующие субъекты к установке автоматической системы контроля выбросов. Они, конечно, ссылаются на отсутствие средств. Но выбора все равно нет: или вы модернизируете свое производство в соответствии с экологическими требованиями, чтобы сохранить бизнес, или вы не вкладываетесь и закрываетесь. Если собственник не в состоянии привести в соответствие систему воздухоочистки, то будет выписано предупреждение, затем административный штраф и другие санкции вплоть до приостановки деятельности на 90 суток».

Значит, надо закрываться?

«С учетом того, что нас ожидает ЧМ-2018, процесс нормирования выбросов промышленных предприятий будет ужесточен, – заявил Валентин Пономарев, – Кроме рассмотрения документов по предельным выбросам мы будем требовать данные по фактическим выбросам. То есть не то, что прописано в методических документах, а то, что предприятие фактически произвело, какие исследования выбросов сделаны, какие вещества обнаружены. Как показывает практика, изменения в технологии, материалах, комплектующих влекут за собой изменения и в выбросах. В процессе производства могут получаться такие вещества, которые мы даже не предполагаем».

«Грязная» роза ветров

Сложная обстановка объясняется еще и тем, что с Нижним Новгородом соседствуют крупные промышленные центры, выбрасывающие огромное количество вредных веществ. Это Дзержинск, Балахна, Заволжье, Бор, Кстово. Со стороны Дзержинска перемещаются воздушные потоки, загрязненные выбросами химпредприятий. Юго-восточная часть города подвержена влиянию предприятий Бора, а нефтеперерабатывающий и нефтехимический комбинат, ТЭЦ и другие предприятия Кстова загрязняют воздушные массы северных районов Нижнего Новгорода.

Основные загрязняющие воздух вещества, по данным постов наблюдения, – это бензапирен, формальдегид и аммиак. При этом у департамента всего один автомобиль для выездного экологического мониторинга, ведомство пользуется данными стационарных постов Гидромета.

На них меряется содержание в воздухе таких вредных загрязняющих веществ, как диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, взвешенные вещества, а также специфические примеси, аэрозоли тяжелых металлов, бензапирен, по этой информации оценивается загрязненность атмосферного воздуха города и принимаются соответствующие меры, направленные на уменьшение вредных выбросов.

А в Нижнем Новгороде только девять стационарных постов контроля состояния атмосферного воздуха города.

«Три поста были закрыты. Один в Зеленом Городе – в связи с “невостребованностью” информации, – заявила начальник территориального Центра по мониторингу окружающей среды Верхневолжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. – Но будет работать стационарный пост наблюдения в районе Мещерского озера, который очень востребован в период проведения ЧМ-2018. В случае экстремальных погодных антициклональных явлений, которые могут наблюдаться как раз в период проведения футбольного чемпионата мира, мы совместно с предприятиями должны предпринять соответствующие меры, перейти на режим снижения выбросов вплоть до остановки производства, чтобы не допустить экстремально высокого загрязнения воздуха – это более 10 и 50 ПДК. А у нас бывает, что превышение ПДК фиксируется в период неблагоприятных метеоусловий».

Кстати, сухая погода провоцирует возникновение лесных пожаров и скопление загрязняющих веществ. В процессе горения выделяется оксид углерода и диоксид азота, концентрация которых достигает сверхнормативных сезонных значений.

Вместо однолетников лучше бы велодорожки

«В сравнении с Нижним Новгородом у Лондона, например, десятки стационарных постов наблюдения», – рассказала руководитель проекта «ГринписВоздух» Полина Малышева. Она посоветовала, как можно улучшить состояние воздушной среды на основе научных разработок для Москвы. Рекомендации простые, но требуют политической воли, перемены в сознании и серьезных вложений «богатого» города. Экологический транспорт, выделенные полосы для общественного транспорта, электромобили, использование качественного топлива. Зонирование города для автомобильного движения по степени загрязнения, запрет на въезд в определенные районы. А также разумная градостроительная политика, логистика движения автотранспорта, ограничение скорости, интеллектуальные светофоры, развитие велодорожек.

«Люди готовы ездить на электромобилях, но нужна инфраструктура, создание которой напрямую зависит от решения федерального правительства, – считает зампредкомиссии по экологии Думы Нижнего Новгорода Владимир Герасичкин. – Что касается создания выделенных полос, то в Нижнем такое просто невозможно! У нас двухполосное движение, и если мы одну выделим – город просто встанет, для велодорожек вдоль дорог тоже не хватает места».

«А почему остановился проект по велодорожкам, который был уже разработан в Нижнем Новгороде – вдоль набережных? – спросила Малышева. – Вроде бы этот проект не забирает пространство у личных автомобилей!»

«Потому что даже на это нужны деньги», – объяснили депутаты. «Цветники к мундиалю, однолетники, которые в большом количестве собирается высадить город, – это хорошо, но лучше бы Нижний Новгород вместо множества клумб вложился в велодорожки, – считает представитель Гринпис, – туристы, думаю, с энтузиазмом восприняли бы это. Но поезд, видимо, уже ушел».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Во время чемпионата мира дышать станет легче?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру