Эталон для подражания

Мастер Рогир ван дер Вейден из «осени Средневековья»

Середина XV века в Северной Европе - время великой и прекрасной «осени Средневековья», блестящих бургундских мод и пламенеющей готики. В коллекции Нижегородского художественного музея эту эпоху представляет «Снятие со креста», копия неизвестного мастера XV века с работы знаменитого Рогира ван дер Вейдена.

Мастер Рогир ван дер Вейден из «осени Средневековья»

Один из самых знаменитых мастеров этого периода, ученик Робера Кампена и младший современник Яна ван Эйка, Рогир в 1432 году он становится членом городской гильдии живописцев Турне, а позже переезжает с семьей в Брюссель, бывший в то время резиденцией могущественного герцога Бургундского. В марте 1436 года Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя». До конца своих дней он работал в качестве официального городского живописца, получая щедрые и многочисленные заказы. И, конечно, художник создает множество работ на канонические сюжеты. Его композиции стали эталонами для подражания и часто копировались. Вот и оригинал «Снятия со креста» ван дер Вейдена не сохранился, и мы знаем о нем только по копиям. Две из них находятся в Эрмитаже.

Безжизненное, израненное тело Христа словно стекает вниз вслед за складками белой ткани, его бережно поддерживает Иосиф Аримафейский. Слева к телу сына устремляется Дева Мария, за ее спиной Иоанн Богослов.

Для своей работы художник выбрал узкий вертикальный формат, а фон сделал нейтральным, золотистым. Для этой эпохи такой прием уже не характерен, но автор предпочитает именно его, лишая сюжет конкретного реального времени. В его работе этот момент принадлежит вечности, а таинственное мерцание позолоты придает происходящему мистическое звучание.

Фигуры персонажей, очерченные четкими линиями, удлиненные, немного угловатые плотно заполняют пространство картины. Художник тщательно выписывает раны на теле Христа, протянутые руки Богородицы, ее заплаканное лицо. Но при всем трагизме сюжета картина лишена внешних проявлений драмы, мы не видим ни ожидаемых рыданий, ни заломленных рук. Печально-торжественно лицо Иоанна, перекрещиваются взгляды Иосифа и Девы Марии, в них печаль и надежда, они словно ищут в нем подтверждение будущего Воскресения Христа, которое он им обещал.

Фоторепродукция картины Рогира ван дер Вейдена «Снятие со креста» предоставлено пиар-службой НГХМ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру