Кто сидит на конце трубы "Теплоэнерго"?

Чем завершится самый громкий скандал в Нижнем Новгороде

Максим Соловьев, человек, который рассказал про «Теплоэнерго» то, чего мы не знали, взорвав тем самым в Нижнем Новгороде информационную бомбу, недавно стал гостем редакции «МК в Нижнем». Максим Юрьевич «признался» в «политическом заказе» захватить ОАО «Теплоэнерго» и в еще большем желании узнать, кто же является бенефициаром компании Josef Consulting Inc., куда идет часть финансовых потоков крупнейшего, принадлежащего Нижнему Новгороду, предприятия.

Чем завершится самый громкий скандал в Нижнем Новгороде

Не иначе как заказ госдепа США

Прокуратура еще проводит проверку по той информации, которую Соловьев огласил в декабре 2011 на рабочей группе по тарифам в Законодательном Собрании. Однако гендиректор «Теплоэнерго» Евгений Рогачев уже подал в отставку, объяснив свой уход нежеланием усугублять «негативный фон», который образовался вокруг ОАО после того громкого выступления. Назвав все происходящее «политическим заказом», Рогачев обвинил некие силы в желании захватить прибыльное хозяйство, но фамилии назвать отказался.

В «политическом заказе» Максим Соловьев «сознался» сразу, с порога редакции, даже пытать иголками не пришлось:

- «Политический заказ» поступил от госдепа США. Лично мне несколько раз на дню звонит Хиллари Клинтон, посол Макфол тоже постоянно на трубке, и два воздушно-десантных полка готовятся оккупировать и захватить «Теплоэнерго». Но это, конечно, юмор. А, кстати, что имеет в виду Рогачев, говоря о «захвате»? Разве «Теплоэнерго собираются приватизировать?

- Но ваше выступление в стенах регионального парламента, очевидно, не было спонтанным?

- Я работаю с «Теплоэнерго» уже лет 20 в конкурентной среде, у нашей семейной производственной фирмы “СолоС-Р” узко направленная работа, связанная с ремонтом котельных (и наше качество всегда ценилось).

С 2004-го по 2009 год лично я не руководил компанией, занимался другими проектами, но знал, что происходит в «Теплоэнерго». А именно, что в 2007 году все подрядные работы по ремонту котлов были «заведены» на специально созданные (тогда же) структуры. Фактически четыре фирмы: ООО “Нижегородтеплоэнерго”, “Нижновтеплоэнерго” по очереди выполняли функции генподрядчиков по ремонту, а также «Титан» (по снабжению) и “Тепломонтаж-НН” (по сметам). Это те, которые я знаю точно.

Теплый «спрут»

- А Рогачев говорит, что это не «прокладки», а солидные фирмы.

- Я скажу, как они стали солидными фирмами - чтоб я так жил, как говорится. В 2009 году, когда я вернулся к делам компании, задавал людям в «Теплоэнерго» нескромный вопрос: «Зачем вам вся эта схема нужна?» Меня похлопали по плечу и сказали: «Ну, ты же не маленький мальчик, понимаешь».

Они зарабатывали на разнице. Грубо говоря, «Теплоэнерго» может заплатить за работу 100 рублей или 70 рублей, качество будет одинаковое. Но генподрядчику они платят 100 рублей, а другие, которые и делают всю работу, получают 70. На этой марже и было создано благосостояние этих солидных компаний. За четыре года только на нашей фирме они заработали более 25 млн рублей, процент, который оставался у генподрядчика – около 30%. И по финансовым отчетам можно видеть стремительный рост доходов этих структур, их выручка с 2007 года по 2010-й составила более 8 млрд рублей без НДС. Выручка «Нижегородтеплоэнерго», к примеру, за 2010 год достигла 1,7 млрд рублей. Однако не это главное.

Все прежние подрядчики «Теплоэнерго» были заведены на такую схему, прямых контрактов не было. Система не новая, называется «спрут», когда материнскую компанию обкладывают «присосками»...

«Иосиф» - в деле

- Никто из подрядчиков не протестовал?

- Всем объяснили: или вы работаете так, или мы найдем других. Меня, кстати, в СМИ почему-то называли «бывшим подрядчиком». Это не так, мы продолжаем работать на субподряде, теми же объемами.

Головной учредитель у этих контор (генподрядчиков. – Авт.) был один - компания ООО «Альфа Консалт» (город Москва).

В январе 2011 года я случайно увидел в СМИ декларацию г-на Рогачева, который в 2010-м баллотировался в депутаты гордумы Нижнего. Среди источников своих доходов он указал компанию «ИОСИФ КОНСАЛТИНГ ИНКорпорейтед» (Josef Consulting Inc.). Только тогда я смог сложить два и два. В госреестре - ЕГРЮЛ - значится, что «Альфа Консалт» на 100% создана представительством иностранной «ИОСИФ КОНСАЛТИНГ ИНКорпорейтед». Именно она является контролирующим собственником созданных вокруг ОАО «Теплоэнерго» структур. Конечного бенефициара (получателя прибыли) «Иосиф Консалтинг» я не знаю. Но есть простой вопрос: с какой радости Евгений Семенович отправляет деньги иностранной компании, пусть даже через московскую контору?

- Г-н Рогачев объяснял свою связь с «Иосифом» и доход, полученный им от этой фирмы (почти 22 млн рублей), тем, что он продал ей половину своей компании «Митра-М», которая занималась недвижимостью в Москве.

- Нестыковка получается: в той декларации за 2009 год было указано, что Рогачев владеет 100% ООО «Митра-М». Или он указал неверные данные, или он тогда еще ничего не продавал.

Даже если бы продал, хотя бы рубль получил от «Иосифа», все равно это называется сделкой с заинтересованностью. Потому что именно туда уходят деньги, там прокачиваются огромные финансовые потоки руководимого им «Теплоэнерго». И это главная претензия к такой схеме. Средства выводятся из нашей экономики.

Из декларации 2009 года

Рогачев Евгений

ОАО «Теплоэнерго»,генеральный директор

Сведения о доходах и имуществе: 23 324 345,8 руб. - ОАО «Теплоэнерго»; ИОСИФ КОНСАЛТИНГ ИНК. (Josef Consulting Inc.); ОАО «Саровбизнесбанк».

Два земельных участка; жилой дом - 203,40 кв.м; квартира -71,0 кв.м, г.Москва; нежилое помещение - 208,7 кв.м, г. Нижний Новгород

Транспортные средства: MERCEDES-BENZ S 600; легковой автомобиль MERCEDES-BENZ МL500 4MATIC; мотовездеход YAMAHAYFM660FWA; прицеп СИГЕЛ MBL3

Денежные средства: 12 321 810,99 руб. – в трех банках.

Акции: ООО «Антей Профи» - 50%; ООО «Митра-М» - 100%; ООО «Эллиот» - 16,6625% (1/6 доля участия). 

Все, кому надо, знали

- А вы поделились с кем-то вашими открытиями?

- Эта информация с апреля 2011 года была известна ряду депутатов и высокопоставленных чиновников городской и областной администраций. Никакой реакции не было. Мне говорили: да, информация ломовая и, в принципе, правдивая. Но ответа я не получил.

Так что, когда мне представилась возможность выступить публично на рабочей группе по тарифам (которую возглавляет зампред областного Законодательного Собрания Александр Табачников), я ее использовал. Это моя гражданская позиция, как бы высокопарно это не звучало. Я никуда из страны не уехал, все мои родные живут здесь, и мне обидно, когда Россию ставят по уровню коррупции на место рядом с Зимбабве.

Пять дней спустя премьер Владимир Путин говорил о том же самом: что в электроэнергетике и в ЖКХ сложились схемы увода денег за рубеж через фирмы-прокладки и прочие, аффилированные с руководителями предприятий, структуры. И после этого пошли проверки.

Может быть, г-н Рогачев хочет посудиться с Путиным?

Кстати, с этого года все компании с госучастием обязаны требовать от своих контрагентов раскрытия информации о структуре собственности и бенефициарах.

Во всей этой истории надо еще иметь в виду, что жители Н.Новгорода платят очень хорошие деньги за отопление и, по идее, все муниципальные предприятия, ОАО, которые используют городское имущество, принадлежат и вам, и мне, и всем жителям города. А если некоторые руководители делают из этого частную лавочку, то чаша терпения горожан может переполниться. В цивилизованных странах за такое сажают, это становится предметом общественного обсуждения и осуждения. (И очень жаль, что наши власти не занимаются такими вопросами, а приходится делать это таким «пассажирам», как я.)

Так что политический заказ был только один – от жителей Нижнего Новгорода.

В тарифе все, даже «Лобачевский Плаза»

- Сколько можно было бы сбросить с тарифа за тепло, горячую воду, если, скажем, оптимизировать расходы (исключив необоснованные) и издержки «Теплоэнерго»?

- Процентов 10-15 – легко. На мой взгляд, конечно. Частный пример. Посмотрите на накладные расходы предприятия. Оно держит офисы в трех местах (курьеры туда-сюда курсируют), арендует площади в дорогом «Лобачевский Плаза», пятый этаж. Там рядом, кстати, находятся и генподрядчик, и «Альфа Консалт», и Рогачев.

А в тарифах сидит все, и курьеры в том числе.

Тепло - удовольствие дорогое, и не должно стоить копейки. Но мы все должны быть заинтересованы, чтобы система теплоснабжения в городе работала, как часы, эффективно, на основе грамотного управления и распоряжения деньгами, которые нижегородцы платят. Иначе получается, что и вокруг бюджета можно создавать фирмы-присоски, «прокладки», выкачивать средства и утверждать, что это и есть правильно, так и надо.

- Рогачев говорит, что процент от суммы заказа, который оставался у генподрядчика, вообще какой-то мизерный, большая часть вашей фирме уходила.

- Это не правда и, если будет суд, я это докажу.

Я мог бы понять, если бы Рогачев как-то объяснил создание этих дополнительных ООО в 2007 году. (Я бы даже понял, если бы они были на 100% дочками «Теплоэнерго».)

Если бы он доказал на гордуме, что так будет лучше и правильней для компании, что генподрядчик будет инвестировать и так далее, но ведь этого не было сделано!

Пусть покажет, что инвестировала «Альфа Консалт». Пусть расскажет, где их производственные мощности, как эти фирмы стали производителями тепла? Почему выручка «Теплоэнерго» за 2010 год стала меньше, чем за 2009 год? Пусть покажет структуру расходов, всех до копейки. Это его, как гендиректора, обязанность, и депутаты гордумы имеют право это знать.

Почему они не пытались раньше разобраться? Эти структуры вокруг «Теплоэнерго» появились 2007 году, сразу после акционирования – преобразования из муниципального предприятия в ОАО. Гендиректор при этом был наделен гораздо большими полномочиями в оперативном управлении и распоряжении средствами, чем совет директоров, в который входили и депутаты, которые, видимо, не особенно контролировали работу предприятия. Насколько я понимаю, Рогачев вообще не допускал депутатов до контроля, фактически единолично руководил предприятием.

- Но ведь директор “Теплоэнерго” рассказывал, что генподрядчики кредитуют предприятие, платят проценты по кредитам “Теплоэнерго” - около 50 млн рублей…

- Это какие же «Теплоэнерго» должно предоставить им преференции, чтобы твой генподрядчик тебя кредитовал и проценты еще платил в таких объемах? Это бизнес в какой-то очень извращенной форме, и называется по-другому. Экономическую целесообразность такого явления объяснить невозможно.

Самое забавное, что г-н Рогачев прекрасно знает, что я прав. Это мое глубокое внутреннее убеждение.

Придет очередной «Соловьев»

- Вы готовы судиться? Рогачев грозил спросить с вас за клевету и так далее?

- Я бы, конечно, предпочел бы судиться с Рогачевым по месту юрисдикции «Иосиф Консалтинг». Компетентные органы вполне способны разобраться, кто является конечным бенефициаром (получателем прибыли) этой компания. Может быть, это «Джон Смит», представляющий интересы кого-то из наших высоких людей.

- Поэтому он ушел еще до завершения проверки?

- Значит, решил, что пора. Кстати, в тот в день, когда пришло известие об его уходе, на площади Лядова произошла авария. А я как раз недалеко живу. В общем, ничего веселого, но мы с друзьями очень смеялись: вот, дескать, империя наносит ответный удар.

- Эффект от вашего правдорубства будет, как думаете? Для предприятия, жителей? Или спустят на тормозах? Иногда ведь пресловутая «политическая целесообразность» решает все.

- Городская власть должна решить, по какому пути будет развиваться стратегическое предприятие Нижнего Новгорода. Либо из «Теплоэнерго» будут делать современную, эффективную компанию с прозрачной структурой по всем законам бизнеса, либо через некоторое время в Нижнем появится еще один «Соловьев», которому это надоест терпеть. Он вылезет на трибуну и скажет, что же вы делаете?

Нравится кому-то это или нет, но другого не дано.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру