“Железа” закупили
– Это не рояль в кустах, – объяснял потом г-н Иванов, – рейтинг составлялся несколько месяцев, а на информационную ленту был выложен только сегодня. За год нижегородский портал “электронного правительства” www.gu.nnov.ru поднялся с восьмого на первое место.
И новый министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин, видимо, немало постарался для этого.
Интересно, за счет чего так поднялась область?
Изменилась, объясняют составители из Центра прикладной экономики, методика составления рейтингов. Нижегородскому региону удалось обеспечить лидерство за счет повышения технического обеспечения (то есть “железа” поставили много) и развития электронных сервисов. Отсюда высокая динамика посещаемости сайта.
Но, как сказал помощник полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаил Косой, только 1,5% государственных служащих ПФО в 2010 году прошли переподготовку в сфере информационных технологий. Он отметил, что лоскутная информатизация существенно сдерживает внедрение “электронного правительства” в регионах округа.
Напомним, Нижегородский портал государственных и муниципальных услуг начал работу с 2007 года. Но за последний год особенно продвинулся по части электронных приемов граждан в формате скайпа – видеоконференцсвязи. Проведено уже семь электронных приемов граждан. Но свой вопрос чиновнику можно задать и без скайпа, через электронную почту, ICQ. Особенно ценны консультации специалистов по земле, квартирному вопросу.
А вот крайне востребованной электронной записи к врачу в поликлинику или больницу – такой возможности на госпортале нет. Пока в тестово-справочном режиме “запущены” детская поликлиника №10 в Дзержинске и областная больница им. Семашко – здесь, по крайней мере, можно узнать имена врачей и стоимость медуслуг. Как рассказал “МК в Нижнем” один из чиновников, область очень рассчитывает на федеральные деньги по здравоохранению, чтобы в конце концов закупить хотя бы компьютеры для больниц.
ДУК по-прежнему “на проводе”
С некоторых пор через госпортал можно пожаловаться на коммунальную аварию у вас дома. И с помощью компьютера же получать информацию, как выполняется ваша заявка.
Если бы домоуправляющие компании имели реальную, а не виртуальную электронную связь (номинально сайты есть у всех ДУКов) со своими жителями, не пришлось бы жаловаться через госпортал.
На выставке электронных услуг во время форума нам, кстати, показали программный продукт “Управдом” (разработан Центром СБК), который дает возможность одним нажатием клавиши показать все движение ваших денег, заплаченных за ЖКУ. Чего, сколько и куда пошло. Что было сделано – текущий ремонт, уборка подъездов, освещение общих мест, вывоз мусора – и какими подрядчиками, сколько стоит дворник и прочее. По словам представителя компании “Центр СБК”, более 30 управляющих компаний этот комплект (не такой уж и дорогой) купили, в том числе и восемь самых крупных в Нижнем Новгороде ДУКов. Но везде он находится на разной “степени внедрения”.
Госпортал – это, конечно, не панацея от всех болезней, а лишь способ сократить время общения с чиновниками. Оформить документы на паспорт, конечно, можно на расстоянии, но подтверждать свою личность придется физически, придя в миграционную службу (по крайней мере, пока у вас нет электронной подписи). И это хорошо, что у нас в законодательстве еще сохраняется преимущество личного присутствия заявителя (или бумажного документа) над электронным. Хакерских мошенничеств никто не отменял.
Раздел для благотворителей
А глава администрации города Нижнего Новгорода Олег Кондрашов на Нижегородской ярмарке представил концепцию нового информационно-сервисного мультипортала официального сайта “НижнийНовгород.рф”. После регистрации на сайте каждый нижегородец получит “постоянную прописку” и “электронный паспорт”. Это даст горожанам возможность пользоваться муниципальными и информационными услугами в полном объеме.
По словам градоначальника, на “Нижний Новгород.рф” будет обширная информация о городских общественных инициативах и социальных проектах, о работе общественных организаций и объединений, специальные проекты городской администрации, социальные акции и благотворительные марафоны, хроника общественного самоуправления, а также обсуждение горячих городских тем, которые волнуют всех. Пенсионеры и льготники смогут ознакомиться с любой полезной информацией, получить разъяснения, консультации и комментарии специалистов. А для людей, нуждающихся в помощи, предусмотрена процедура онлайн-заявки, в которой необходимо подробно описать существующую проблему.