В Россию французский художник Клод Левек привез две выставки инсталляций: Ende в Москву и Ligne blanche (“Белая линия”) – в Нижний Новгород, которую жители нашего города смогут посетить до 25 июня.
Несмотря на то, что рекламы практически не было, на вернисаж, где по традиции бывают вино, журналисты и, конечно же, сам художник, собралось большое количество нижегородцев.
Признаться, я никогда не была на подобных мероприятиях современного искусства, но решила, что надо когда-нибудь начинать. Поэтому, недолго думая, я взяла с собой подружку и мы с горящими интересом глазами пришли в “Арсенал”. За старенькой, обшарпанной, как и само помещение, дверью мы надеялись увидеть что-нибудь необыкновенно красивое, завораживающее, но…. Войдя в комнату инсталляций, мы были немного разочарованы. А девушки, которые, видимо, так же, как и мы, пришли впервые, удивленно спросили: “А в чем прикол-то?”
Заштукатуренные стены, пол из досок, длинная белая лампа посередине, очень нежная песня в исполнении Сальваторе Адамо “Падает снег, ты не придешь этим вечером”. И всё. Сначала создалось такое впечатление, что это просто комната, в которой начался ремонт, и мы просто вошли не туда, куда нужно. Но девушка-волонтер тем временем уже рассказывала о глубоком смысле работы художника.
На открытии директор государственного центра современного искусства Михаил Миндлин поделился:
– Инсталляции, представленные в России, это две связанные противоположности. Если Ende погружает нам в мир тотальной темноты, то здесь, напротив, мы находимся в небольшом пространстве с неустойчивым полом, полностью залитом холодным светом. Эти работы, безусловно, дадут толчок для переосмысления современного искусства.
Нужно отметить, Клод Левек имеет немало признаний в области современного искусства. Он участник многих престижных международных выставок. В их числе биеннале в Венеции (2009), Echigo Tsumari art triennale в Японии (2003, 2009), биеннале в Берлине, Лионе, Гаване и во многих других. Причем, по словам Сергея Миндлина, на венецианской биеннале в 2009 году павильон с работой Клода Левека был лучшим из всех представленных.
В беседе с нами художник рассказал о замысле своих работ и чувствах, которые присутствовали при их создании:
– Для России я выбрал инсталляции, которые создал в начале 2000-х годов. Во время моего приезда сюда в 1998 году я услышал много старых ностальгических песен в кафе, в такси. Ведь даже если люди не понимают слова, у них возникает множество универсальных чувств, в том числе ожидание любимого человека.
Эти инсталляции особые. В Ende ничего не видно, и играет песня Et Si Tu N’Existais Pas (“Если б не было тебя”) Джо Дассена в исполнении моей мамы. Она вызывает у каждого человека свои личные чувства, переживания. Так же, как и эта выставка, в которой очень мало элементов и очень важен звук.
Один из первых посетителей выставки Евгений Стрелков поделился своими впечатлениями:
– Художник рассчитывает на то, что зритель, когда придет, погрузится в определенное состояние элегии, тревоги, удовольствия. Поэтому у него такие проекты, к которым можно отнестись по-разному. Одни скажут: “Ну что там: пол качается, какая-то песенка звучит...”. Но если ты пришел с совершенно другим настроем, то ты получишь как раз то, что он хотел тебе дать. Художнику, как я понял, важна среда физическая, то есть пол качается, доски свободно ходят. Все это так и задумано. А звук шагов вместе с песней создают особый эмоциональный настрой.
После такой подготовки я снова вошла в комнату, но только одна и с совсем другим настроем. И время словно остановилось…. Совсем пустая комната с белой полосой посередине и умиротворяющим голосом превратилась в пристанище одинокого человека или того, кто хочет хотя бы на время побыть наедине с самим собой, оторваться от непрекращающейся суеты, городского шума и множества людей…
Именно такие ощущения возникли у меня, вы, конечно же, почувствуете что-то другое. Как раз в этом и есть вся прелесть современного искусства…