«МК в НН» уже рассказывал о волне возмущения, которую вызвало подобное решение. Главное опасение вызывало предположение, что теперь крупные международные культурные центры типа музея-заповедника «Болдино» будут курировать не специалисты, а не сильно образованные сельские чиновники.
Заговор или безалаберность?
На муниципальный уровень «опускаются» не только «Болдино», но и музей Валерия Чкалова, музей им. Горького, музей Добролюбова, Русский музей фотографии, Музей нижегородской интеллигенции, Музей архитектуры и быта народов нижегородского поволжья, Нижегородский острог. Также в список попали библиотека для слепых, работающая как областной методический центр, и театр «Вера». Всего десять объектов.
Первое, что заинтересовало общественность – с чем это связано? Консультант отдела социально-культурной деятельности, библиотек и музеев министерства культуры Нижегородской области Надежда Шевелилова сослалась на закон об организации местного самоуправления, в котором написано, что досугом и культурой занимаются именно муниципальные чиновники.
- С 1 января 2014 года в Нижегородской области происходит перераспределение полномочий. С января текущего года регион взял себя обязательства по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения, со следующего - к области уходят дошкольные учреждения, а из нее в муниципалитеты переходят музеи.
Так, в Большеболдинском районе из подчинения местных властей вышли учреждения здравоохранения, и в бюджете высвободилось 30 млн дотационных рублей. Со следующего года перейдут детские сады – еще 16 млн рублей. Эти средства местные чиновники должны потратить на музей. В Нижнем Новгороде высвобождаются более значительные суммы. Вроде бы, выглядит неплохо: наконец-то стали вкладывать в культуру! Но не тут-то было: по словам г-жи Шевелиловой, муниципалитет сам решает, как ему расходовать эти деньги. Четких параметров нет! Мало того, коллективы музеев будут подчиняться чиновникам районных администраций, а директора станут перед ними отчитываться.
Это и вызывало наибольшие опасения: как сельские чиновники будут «рулить» международным культурным центром в том же Большом Болдино? Насколько они знают музейное дело? И смогут ли говорить с французскими пушкинистами на их родном языке? Практика показывает, что часто на эти должности устраивают «своих» вне зависимости от интеллектуальных способностей. Их деятельность дальше проведения «дня поселка» не идет. Например, в Сокольском районе директором стадиона в свое время стал шофер отдела культуры и спорта.
В выступлении представителя министерства культуры доминировали предположения «наверное» и «возможно» - четких ответов на вопросы журналистов она дать не смогла. Например, о суммах, выделяемых государством на культурные памятники. А самое интересное, что большинство документов и проектов, касающихся механизма передачи – в разработке.
- Сейчас министерством культуры разрабатывается соглашение с руководством Большеболдинского района, - немногим раньше заявила заместитель министра культуры Нижегородской области Алла Забегалова. - Согласно этому документу, за расходованием выделенных на содержание музея средств будет обеспечен очень четкий контроль. Благодаря увеличению финансирования, повысится зарплата персонала музея. Уже с 1 января 2014 года доходы музейных работников вырастут на треть.
Большеболдинский музей является своеобразной визитной карточкой Нижегородской области. В 2012 году из областного бюджета на его содержание было выделено 15,6 млн рублей, в текущем - около 25 млн. Минфин заверил, что в следующем году музей получит 35,2 млн рублей. Эти деньги идут на коммунальные услуги и зарплаты сотрудникам. Для проверки расходования этих средств министерство культуры региона разрабатывает соглашение с администрацией Большеболдинского района. По словам Аллы Забегаловой, это обеспечит четкий контроль за выполнением обязательств муниципалитета.
Сам музей «на билетиках» зарабатывает 6-7 млн в год. На эти деньги в нем делали текущие ремонты. Но это самый большой доход среди нижегородских музеев.
- В министерстве культуры ежегодно разрабатывается план знаковых мероприятий. Он будет составляться и дальше, и ни один музей из перешедших в муниципалитет оттуда не выпадет. «Болдинские чтения» продолжатся, и средства на них так и будут выделяться, – заверяет госпожа Шевелилова.
Кстати, на находящийся в весьма плачевном состоянии музей на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде тоже выделяются деньги. Но визуально этого не заметно. Власть ищет инвесторов, но те больше заинтересованы в строительстве коттеджей в этом районе. Инвесторы и спонсоры - отдельная тема. Но их поиск, как и борьба за гранты – непременный атрибут работы директора музея. И что будет, если в этот процесс вмешается сельский чиновник? Печально, но у российских бизнесменов нет традиции меценатства в отношении культурных объектов – лучше купить ненужные игрушки в детдома. А у европейского бизнеса это целая экономическая система.
«Будем надеяться»
Именно такая позиция директоров передаваемых музеев.
- Нельзя точно сказать, как это на нас повлияет, - заметила директор музея им.Добролюбова Лариса Моторина. - Что касается финансирования, то область нас не обижала, и надеемся, город не будет обижать. Пока могу сказать, что наш музей будет функционировать...
- Изменения в условиях содержания учреждений культуры Нижегородской области станут понятны только после принятия бюджета на 2014 год, - заявила НИА "Нижний Новгород" директор Русского музея фотографии Вера Тарасова. - Надеюсь, что после процесса передачи с нами все будет хорошо. Точно сказать, насколько изменятся условия содержания учреждений, я сейчас не могу, потому что объем бюджета музея на следующий год станет известен только в конце декабря 2013 - начале января 2014 года.
С музеем фотографии вообще интересная ситуация: здание относится к областной собственности, а само учреждение будет муниципальным. Как будет дальше? Здание тоже отойдет к мэрии? Оказывается, те музеи, которые имеют самостоятельное юридическое лицо (тот же музей фотографии), передадут вместе с фондами и зданием. А в случаях с филиалами одного музея, например Музея нижегородской интеллигенции, Музея архитектуры и быта народов нижегородского поволжья, Нижегородский острог, - это будет решаться с Министерством культуры РФ.
Мнение
<p>Финансовый аналитик, член Международной экономической ассоциации Анатолий Красильников: - 1 млрд 300 млн рублей в год, которые будет экономить Нижний Новгород, с лихвой хватит на содержание учреждений культуры. Я поначалу, как и некоторые знакомые, усомнился в целесообразности такого шага и решил провести расчеты. На содержание учреждений культуры только в Нижнем Новгороде в год требуется около 45 млн рублей. Сложная ситуация у театра «Вера» - на завершение реконструкции здания в течение нескольких лет необходимо 200 млн. Деньги немалые. Однако из открытых источников удалось выяснить следующее: с 1 января 2012 года область приняла на себя полномочия по содержанию муниципальных учреждений здравоохранения. Если умножить примерно 40 городских больниц на 20 млн рублей – средний ежегодный размер финансирования, получается, что ежегодная экономия муниципалитета составляет 800 млн рублей. Кроме того, с 1 января 2014 года регион заберет себе и детские сады, а это для Нижнего Новгорода около 500 млн рублей в год. В итоге, даже по самым скромным подсчетам, на садиках и больницах город в будущем будет экономить около 1 млрд 300 млн рублей ежегодно. Полагаю, этого с лихвой хватит и на реконструкцию театра «Вера», и на содержание других учреждений культуры.</p>Еще один нюанс – инвентаризация при передаче. В музее может быть и 200 тысяч экспонатов. Сотрудники должны годами перебирать экспозицию и запасники. Здесь же считается, что приедет комиссия - и разом все проверит! Да и различных бумаг при передаче нужно написать и подписать немало... По идее, процесс должна контролировать общественность. Например, кто-то из членов Общественной палаты.Можно найти и положительный момент. Ситуация с передачей напомнила общественности о существовании музейных работников. В текущем году их средняя заработная плата составила около 18 тысяч рублей. В следующем обещают поднять до 25 тысяч. На практике бабушка-смотрительница со всеми надбавками и премиями получает 7-9 тысяч рублей. Как добавка к пенсии неплохо, но о «дороге для молодых» в музейном деле стоит забыть.
Бесплатных охранников не бывает
Неожиданно всплыл еще один нюанс – безопасность уникальных музейных экспонатов. Только в художественном музее их около 12 тысяч. А в конце августа в соседних Вязниках из историко-художественного музея были похищены полотна Ивана Шишкина, Константина Коровина и Станислава Жуковского.
По словам начальника отдела организационно-аналитической работы МВД РФ по Нижегородской области Дмитрия Зеленова, на данный момент полицейские охраняют 44 музея из 78, из пяти музеев-заповедников охраняются два. Музеи охраняются при помощи «тревожной кнопки». В некоторых, например, в художественном музее, дежурит полицейский. Есть и индивидуальная охрана для особо ценных экспонатов. А как же другие музеи? По словам полицейского, они охраняют только те объекты, которые выделяют на это деньги. Бесплатных правоохранителей сейчас не бывает. Тарифы на охрану определяются в Правительстве РФ, и регионы не могут здесь распоряжаться.
В 2009 году распоряжением Правительства РФ был определен перечень объектов, подлежащих обязательной охране. В него входят: здания и хранилища государственных музеев, библиотек, архивов, музеев-заповедников (музеев-усадеб), относящихся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения. На территории Нижегородской области 458 объектов культуры, из них 80 объектов охраняются.