Хроника событий В Минфине создают департамент по противодействию санкциям Правительство РФ создаст департамент по противодействию санкциям Директор воронежской фирмы утаил налогов на сумму свыше 23 млн На Украине напуганы возможной отменой США антироссийских санкций Reuters: в батареях для Tesla может содержаться кубинский кобальт

Нижегородский ОПК переориентируется на выпуск гражданской продукции

За последние пять лет в оборонку инвестировано около 50 млрд рублей

10.05.2018 в 12:23, просмотров: 822

День Победы – это не просто праздник со слезами на глазах, это еще и обязательный военный парад, где демонстрируется самая современная военная техника. Нижегородская область со времен Великой Отечественной войны славится своими оборонными предприятиями. О том, как себя сегодня чувствует ОПК, рассказал генеральный директор АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель  комитета по экономике и промышленности Олег Лавричев.

Нижегородский ОПК переориентируется на выпуск гражданской продукции
Фото: пресс-служба АПЗ

– Год назад вы рассказывали нашим читателям о том, как себя чувствует оборонная промышленность региона (и АПЗ в том числе) в сложившейся непростой международной обстановке. За год эта обстановка проще не стала. Что изменилось для оборонки?

– Оборонная отрасль – основа промышленности региона, она вносит весомый вклад в развитие региональной экономики. За последние пять лет объем отгруженной продукции вырос в два раза и составил около 20% в общем объеме обрабатывающей промышленности области – это около 300 млрд рублей. Оборонная промышленность активно модернизирует основные фонды предприятий, за последние пять лет общая сумма инвестиций в ОПК региона составила более 50 млрд рублей. Растут объемы заказов, что обеспечивает рост производства. На законодательном уровне поддержку ОПК обеспечивает комитет по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области. Комитет в прошедшем году продолжал системно заниматься разрешением проблемных моментов в его деятельности. Большая часть предложений нашего комитета, прозвучавших на заседании совета по законодательному обеспечению ОПК при Совете Федерации, получили отражение в предложениях, внесенных Президенту России.

– Как себя чувствует АПЗ? Производство по-прежнему растет?

– 2017 год Арзамасский приборостроительный завод им. Пландина завершил ростом производства почти на 20% по сравнению с предыдущим годом. В основном это достигнуто за счет увеличения выпуска оборонной продукции. Главный для нас тренд – производство продукции для авиастроения и воздушно-космической обороны. Для выполнения этих целей мы наращиваем мощности. Нам также удалось существенно нарастить производство изделий, предназначенных для мирных отраслей. В то же время линейка гражданской продукции, традиционно представленная на нашем предприятии, расширяется, обновляется, модернизируется. Например, в портфеле заказов – предложение от компании «Иркут» на разработку и производство за счет средств этого заказчика электромеханических приводов на основе ролико-винтовой передачи, который обеспечит перемещение стабилизатора «руля направления», дублируя гидравлику самолета. В наших наработках на сегодня уже есть ролико-винтовые приводы, которые мы используем в некоторых системах новейших образцов спецтехники. То есть у нас есть опыт, мощности, технологии, которые позволят решить предлагаемую «Иркутом» задачу. На достигнутом не останавливаемся, продолжаем искать новые ниши в сфере выпуска мирной продукции.

– Есть ли потребность в увеличении количества работающих? Насколько нижегородская оборонка обеспечена квалифицированными кадрами?

– Решением кадровых проблем мы системно занимаемся уже не один год. Свой положительный опыт по созданию современных образовательных площадок АПЗ транслирует на область и страну. По нашей инициативе и с участием промышленных предприятий города в Арзамасском приборостроительном колледже имени П. И. Пландина создан и успешно работает не первый год ресурсный центр подготовки кадров для инновационных производств оборонно-промышленного комплекса по выпуску высокотехнологичных систем противоракетной и противовоздушной обороны. Сформирована полноценная материальная и учебная база с современным оборудованием для обучения радиомонтажников, наладчиков станков с ЧПУ. Кроме того, создаются специальные лаборатории – прототипы рабочих участков, а на предприятии появляются учебные высокотехнологичные места. В Арзамасском филиале НГТУ им. Алексеева создана базовая кафедра «Инновационные промышленные технологии», где готовятся магистры по тем специальностям, которые являются актуальными для предприятия. Также в филиале восстановлена подготовка специалистов по гироскопии – основы всех наших приборов. Кроме того, обучаются студенты и по целевому направлению в опорном вузе региона. И около 2000 заводчан ежегодно повышают свою квалификацию.

– Новый виток санкций ударил по крупным предприятиям. Ощутили ли последствия этих ограничений на себе нижегородские оборонщики?

– Предприятия в сложившихся условиях испытывают трудности с привлечением дешевых кредитов, поскольку большая часть российской банковской системы оказалась под воздействием санкций. При этом государство не может восполнить такое финансирование в необходимом объеме. В этом сложность. Но региональная экономика достаточно диверсифицирована, что не позволит привести к обвалу. Последствия введенных ограничений заставляют предприятия выстраивать новые связи, искать новые рынки и осваивать новую номенклатуру изделий.

– За этот год изменилось ли что-то в финансировании гособоронзаказа по ФЗ-275? Помню, что вы выступали в комитете по обороне Совета Федерации РФ с докладом по правоприменительной практике этого документа. Удалось ли изменить его под нужды производства?

– Состоялся ряд встреч и совещаний по совершенствованию условий деятельности «оборонки» с участием руководства Федеральной антимонопольной службы, которая является основным надзорным органом в законе «О госборонзаказе». На этих встречах промышленники получили полезные разъяснения по вопросам правоприменения закона. А в феврале 2018 года заместитель руководителя ФАС Максим Овчинников выступил в Законодательном собрании перед директорами оборонных предприятий с актуальным сообщением о реформе ценообразования в сфере ОПК. Новое положение предусматривает внедрение такой модели, при которой законно и честно сэкономленные средства производитель сможет оставлять на предприятии в своем распоряжении, что мотивирует на снижение издержек, повышение эффективности, укрепление внутренней кооперации.

В апреле я принял участие в заседании Экспертного совета в сфере ГОЗ ФАС России, где обсуждалась возможность внедрения в оборонной сфере модели стимулирующих контрактов, поскольку сейчас в госконтрактах есть только санкционные меры. Коснулись и вопроса взаимодействия промышленности с институтом военных представительств. По этой теме накопилось довольно много проблем. Наиболее острая из них – распределение ответственности за исполнение ГОЗ. Эта тема сейчас активно прорабатывается рабочей группой и будет обсуждаться на следующем заседании.

– Проект программы развития промышленности Нижегородской области на 2018–2020 годы согласован главой региона. Знаю, что в ее разработке вы и возглавляемый вами комитет Законодательного собрания по экономике и промышленности принимали непосредственное участие. Что ждет оборонку в ближайшие годы?

– Наш комитет действительно принимал активное участие в разработке концепции этой программы. Мы мониторили правоприменение действующего законодательства. Рабочая группа провела выездные заседания на предприятиях, осуществляющих приоритетные инвестпроекты, – на «РусВиниле», «Либхерр Нижний Новгород», «Даниеле – Волга», «Леони Рус» и других. Мы осмотрели производственные площадки, обсудили с руководством компаний ход выполнения инвестиционных проектов. Также были рассмотрены вопросы соблюдения прав инвесторов, эффективности предоставляемых мер государственной поддержки. На основании результатов мониторинга были подготовлены соответствующие изменения в закон и рекомендовали органам исполнительной власти внести необходимые поправки в свою работу. По итогам областным правительством был разработан порядок формирования и утверждения передачи перечня имущества, используемого для реализации инвестпроектов. Это формализовало административные процедуры, в том числе по срокам прохождения. Тем самым положение инвесторов значительно улучшилось.

С1 января 2018 года по региональному закону действует нулевая ставка налога на приобретаемое движимое имущество для предприятий обрабатывающих отраслей и научно-конструкторских учреждений, занимающихся практической опытно-конструкторской работой. Законодательной властью области в прошлом году было немало сделано для поддержки развития нижегородской промышленности.

Ну а в перспективе развитие оборонной промышленности будет связано с диверсификацией производства. Как вы знаете, президент России поставил задачу довести к 2020 году долю гражданской продукции до 30% общего объема производства ОПК, а к 2030 году – до 50%. Для загрузки существующих мощностей предприятий ОПК требуется переориентация производства на выпуск конкурентоспособной гражданской продукции. Сегодня доля гражданской продукции в общем объеме производства регионального ОПК составляет около 40%, а на некоторых предприятиях, как, например, АПЗ – около 90%.

Говоря о предстоящей конверсии, очень важно наполнять конкретикой государственные и региональные программы диверсификации предприятий ОПК. Это касается в том числе и вопросов взаимодействия, обмена опытом и обеспечения преференций в закупках со стороны госкорпораций, госучреждений по отношению к отечественным аналогам импорта и еще более глубокой локализации производства зарубежной продукции в отечественном промышленном секторе. Нужно обеспечить налаживание тесной кооперации оборонных предприятий, поскольку это важная составляющая в развитии диверсификации и снижении сопутствующих рисков.

Мы понимаем, что все риски по выводу на рынок новых видов гражданской продукции остаются на предприятиях ОПК. К тому же предприятия несут значительные ресурсные, временные издержки. Мы должны замотивировать предприятия в рамках федерального законодательства. Необходима ревизия на федеральном уровне мер законодательной и нормативной поддержки в сфере таможенного, налогового и банковского регулирования, которые будут мотивировать предприятия разрабатывать и исполнять свои программы развития, модернизации производственно-технологических мощностей и выпуска конкурентноспособной, высокотехнологичной, экспорто-ориентированной продукции.

Все эти рекомендации следует вырабатывать в рамках федеральных и региональных программ диверсификации. Они должны лечь в основу мер, разрабатываемых для повышения эффективности работы промышленности и для развития региональной экономики, увеличения объемов вывода на рынок новой высокотехнологичной конкурентоспособной гражданской продукции, которая будет пользоваться спросом не только отечественных, но и зарубежных потребителей. Достичь этих целей невозможно без серьезных финансовых вливаний. Предприятиям нужны конкретные меры по ресурсной поддержке и снижению финансовых рисков.

Санкции . Хроника событий