Три новые выставки открылись в нижегородском Арсенале

13.04.2018 в 13:05, просмотров: 559

Внезапно потерялся муж, пишу ему эсэмэску «Ты где?», в ответ прилетает: «Я в космосе». И это не фигура речи, а констатация факта: просто на момент переписки я находилась в Арсенале в пространстве выставки футбольной фотографии «Гол», а муж не мог оторваться от серии графических работ Юрия Соболева «Космос для собственного употребления».

Три новые выставки открылись в нижегородском Арсенале
Фото: Алексей Шеянов

Название этой серии дало имя второй выставке, открывшейся в Арсенале, – Юрия Соболева, гениального художника-графика, одного из лидеров московского неофициального искусства 1960–1970-х годов, пионера медиаарта, режиссера, сценографа и педагога.

И последняя по порядку, но не по значению выставка – «Исследование пейзажа». Она представляет собой два органично существующих в одном выставочном пространстве художественных проекта: «Пустое место» российского художника Егора Плотникова и «Мембрана» южнокорейского художника Гён Су Ана.

«Этот весенний сезон у нас получился довольно традиционный: три выставки – графика, живопись и фотография, то, чего до сих пор наши зрители ждут от музея, даже если он и музей современного искусства. Здесь и сейчас они с радостью могут все это получить», – улыбается начальник отдела выставок Арсенала Алиса Савицкая.

Выставка графическая – это выставка Юрия Соболева, которая проходит в рамках программы «Графический кабинет», сформирована на основе архива семьи художника. И, разумеется, это не только графика. Кроме станковых графических работ, дизайнерских макетов и иллюстраций для книг и журналов здесь представлены мультипликационные фильмы режиссера Андрея Хржановского, с которым Соболев работал как художник-постановщик, фрагменты слайд-фильмов, спектаклей и перформансов участников группы «Запасной выход» – учеников школы Соболева, а также видеоинтервью с художником.

Юрий Соболев – один из главных героев советского искусства. Кроме всего прочего, он интересен тем, что, с одной стороны, всю жизнь занимался самостоятельными художественными экспериментами, а с другой – в отличие от большинства художников того времени, которые находились либо в поле официального искусства, либо в андеграунде, Соболев совершенно официально работал с книжным дизайном. На протяжении долгого времени он был одним из дизайнеров издательства «Знание», около 15 лет занимался журналом «Знание – сила». И вот эта территория науки и научпопа давала ему возможность совершенно свободно развивать разные графические подходы и через это развивать уже самого себя как полноценного автора.

Вторая выставка – это тоже отклик Арсенала на давний запрос зрителей, ведь понятно, что в выставках современного искусства очень часто не хватает именно живописи. Так вот, «Исследование пейзажа» – это полностью живописная история. Впрочем, разумеется, это выставка не столько живописи, сколько про живопись. Два художника – российский Егор Плотников и корейский Гён Су Ан – изучают тему пейзажа, и каждый интерпретирует ее по-своему. Для Егора пейзаж – это пространство прогулки, медитации, передвижения, и именно поэтому в его экспозиции, призванной создать ощущение движения для зрителя, появляются мини-скульптуры, фигурки тех, кто как бы взаимодействует с этим пейзажем, и маленькие картинки, спрятанные по разным углам, чтобы было где погулять и что поискать.

Южнокорейский художник Гён Су Ан работает с темой руинированных фактур, близкой и понятной русскому зрителю. Ведь речь идет не о ценных исторических руинах, а о старых заброшенных остановках, каких-то заводских и складских зданиях, которые, на взгляд художника, имеют живописный лирический компонент. В практике Гён Су Ана интересно то, что сначала он находит место, вдохновляется им, пишет картину, а потом с этой картиной приезжает обратно на то место, которое его вдохновило, устанавливает ее, снимает на видео или фотографирует. Видео работы, которые можно увидеть в экспозиции, – это как раз один из примеров такого возвращения. «Раз уж мы назначили какой-то заброшенный угол пейзажем, дальше с помощью возвращенной этому месту картины ему уже присваивается официальный статус пейзажа», – поясняет смысл этого действа Алиса Савицкая.

Третья выставка «Гол» – это фотографии из коллекции Мультимедиа Арт Музея. Если выставка Соболева подходит для долгого, внимательного, кропотливого изучения, в ней очень много рисунков, много книг, много текстов, а вторая выставка «Исследование пейзажа» – скорее для эмоциональных, чувственных, визуальных впечатлений, то выставка «Гол», по замыслу организаторов, и про изучение, и про впечатление вместе: с одной стороны, здесь собран уникальный фотографический материал, с другой же – за каждым кадром стоит судьба и история.

В экспозиции представлены работы трех фотографов: отца, матери и сына, по сути, это семейный архив. Сначала родители Николай и Мария Волковы с 1930-х годов снимали для «Советского спорта» разные спортивные события, потом их сын Евгений делал то же самое для «Известий» и киевской редакции «Советского спорта». Сейчас он является обладателем множества призов, в том числе World Press Photo, и хранителем бесценного семейного архива. Особой ценностью для него обладают футбольные фотографии его родителей. Он считает, что ему самому никогда не удавалось так передать уникальную атмосферу, которая существовала вокруг футбольного поля. А может, и атмосфера эта со временем ушла.

Но выставка эта скорее про фотографию, чем про историю футбола, она про то, как спортивная съемка может превращаться в художественный жанр, в произведение искусства. С другой стороны, чтобы зрителям было интереснее погружаться в атмосферу, к основным футболистам были добавлены биографические тексты, которые сами по себе очень познавательны и увлекательны.

«И я надеюсь, что атмосфера этой выставки вдохновит наших гостей, например, почитать книги об истории советского футбола, прочитать про тех красавцев-футболистов, которых они увидят на этих фотографиях, потому что за каждым из них огромная, часто драматичная личная история и судьба, история блистательных побед, трагических травм и горьких поражений», – говорит Алиса Савицкая в заключение нашего с ней разговора.

Все три выставки будут работать в Арсенале до 26 августа.




Партнеры