Аналог образовательного центра «Сириус» создадут в Нижегородской области

29.03.2018 в 18:09, просмотров: 447

На встрече с юными нижегородскими участниками смен в образовательном центре «Сириус» глава региона Глеб Никитин заявил о создании на базе одной из областных организаций дополнительного образования аналогичного учреждения. «Конечно, мы не можем тиражировать сочинский климат, но, поскольку первый заезд планируется уже этим летом, создать солнечное настроение в наших силах», – пошутил он.

Аналог образовательного центра «Сириус» создадут в Нижегородской области
Фото: "Российская газета"

За последние годы всевозможных образовательных и развивающих центров в России и регионе создано в избытке. Так, в Нижнем Новгороде успешно работает Центр одаренных детей, который призван выявлять и поддерживать таланты. Он принимает молодежь со всей области. Зачем нужна еще одна структура? Она необходима для того, чтобы реализовать еще больше возможностей для развития образования, науки и детского творчества. Иначе говоря, кашу маслом не испортишь.

Создание такой инфраструктуры очень важно. Среда должна своевременно учить детей использовать свои таланты, иначе они могут уйти в песок. Творческая познавательная способность естественна, она дается с рождения. Мы видим, как новорожденный ребенок самостоятельно решает сложнейшую задачу – пишет виртуальный учебник своего языка. Овладевает лексиконом, организованным по разным принципам, учится вычислительным процедурам, то есть грамматике, которая включает морфологию, синтаксис, семантику. На бумаге, например, видно, где одно слово кончилось, а другое началось, благо есть пробелы. В разговорной речи их нет. Даже анализ физического спектра их не показывает. Как в этой ситуации мозг ребенка учится разделять слова? Это похоже на чудо.

Но что будет, если человека воспитать в изоляции? Вне общения, за пределами знаний и возможностей, которые предлагает цивилизация. В 1970 году на экраны вышел художественный фильм Франсуа Трюффо «Дикий ребенок» (фр. L'enfant sauvage), созданный на основе подлинных событий, имевших место в конце XVIII – начале XIX веков во Франции, где в лесу был обнаружен маленький мальчик, воспитанный животными. Его назвали ребенком-маугли. Впоследствии это понятие стало нарицательным для детей, росших вне социума.

Случай вызвал бурю эмоций. Вопрос о том, становятся ли человеком или им рождаются, приобрел новый объем. Достаточно ли генов для того, чтобы быть человеком, или необходимы дополнительные условия? Обнаруженный в лесу мальчик внешне был человеком, но повадки имел звериные. Невозможно было понять, сколько ему полных лет. Примерно определили, что около семи. И чтобы восполнить пробел, решили усиленно заняться его воспитанием. За дело взялся доктор Жан Итар, но его усилия не увенчались большим успехом.

Интересно, что ровно на той неделе, когда состоялась премьера фильма «Дикий ребенок», в Лос-Анджелесе была обнаружена двенадцатилетняя девочка со страшной судьбой. Отец держал ее взаперти. Она никогда никого не видела и не слышала человеческого языка. Более того, отец наказывал ее, если она издавала какой-либо речевой звук. Девочку забрали. Был создан большой научный проект, в котором участвовали лучшие лингвисты и психологи, чтобы научить ее жить в социуме, однако, как и в случае с ребенком-маугли во Франции, значительного положительного результата достичь не удалось. Об этом снят документальный фильм The secret of the wild child.

Почему в обоих случаях прививка социумом оказалась безуспешной? Об этом на одной из своих лекций в Нижнем Новгороде доходчиво рассказала один из виднейших нейролингвистов современности Татьяна Черниговская. Дело в том, что в развитии мозга любого живого существа есть так называемые критические периоды. Похоже, мы действительно рождаемся с генами, которые позволяют нам быть людьми, но этого недостаточно. Для того чтобы проявилось все то, что написано в нашем генетическом тексте, мы должны попасть в среду, которая его включит. Необходима, так сказать, инъекция. Хорошее сравнение по этому поводу сделала писательница Татьяна Толстая: это похоже на кухню, напичканную бытовой техникой: все есть, но пока приборы выключены, обед приготовить нельзя.

Образовательная кухня Нижегородской области представляет собой конгломерат возможностей. Нижегородский «Сириус» призван стать еще одним кирпичиком в системе. Остается надеяться, что выделенные на модернизацию кухонного оборудования средства будут потрачены эффективно и каша получится вкусной.




Партнеры