Встреча с пионером российской артхаусной анимации прошла в Нижнем Новгороде

02.03.2018 в 18:41, просмотров: 465

Послушать корифея отечественной авторской анимации набился полный видеозал Арсенала. Заявленная тема лекции «Зачем нужны мультфильмы» во время встречи была очень сильно расширена и углублена, и если бы не настойчивая девушка из третьего ряда, не исключено, что про тему вообще бы и не вспомнили.

Встреча с пионером российской артхаусной анимации прошла в Нижнем Новгороде
Фото: Алексей Шеянов

Только Иван Леонидович входил во вкус, отвечая на очередной вопрос из зала «о жизни, вселенной и вообще», как она настойчиво возвращала его к лекции. В результате получился такой феерический полуторачасовой микс из размышлений об искусстве в анимации и сложности преподавания в условиях рыночной экономики. Из воспоминаний о таких мэтрах, как Норштейн, Назаров и Хитрук, и рассуждений о некоем эфирном пространстве, где носятся идеи, улавливаемые людьми разных стран и эпох. А также из тезисного изложения авторской теории, зачем вообще люди смотрят мультфильмы. «Это только девятый пункт, – подбадривала Максимова девушка с третьего ряда под смех и аплодисменты зала, – а вы говорили, что их 12».

Встреча проходила в рамках ставшей уже традиционной в Арсенале параллельной программы выставки «Движение воображения. Новая авторская анимация», которая рассказывает о российских художниках-режиссерах и их произведениях.

Ведь как делается классический мультфильм? Есть продюсер, который приглашает режиссера, который приглашает художника, который приглашает аниматоров. Вот такая репка, и в итоге получается довольно большая компания, может быть 100 и даже 200 человек. Но сейчас, в век развитых технологий, художник, постигнув азы режиссуры, в принципе может справиться даже один. И некоторые справляются, ну, или берут себе пару-тройку помощников, и все. Таких на выставке в Арсенале набралось 14 человек. В экспозиции представлены 14 их анимационных фильмов и материалы к ним.

Вот вы, например, знаете, что для одной секунды анимации надо сделать от 12 до 25 рисунков? Можно представить, какие горы изрисованной бумаги остаются после того, как отснят пятиминутный мультик. А потом их выбрасывают коробками, жалко же до слез. На выставке можно увидеть спасенные эскизы и рабочие рисунки для мультфильмов, которые демонстрируются тут же на экранах. Кроме того, в экспозиции представлены прототипы анимационных столов, на которых работают художники в классической анимации. На подсвеченных снизу стеклянных столешницах лежат листы с предыдущим кадром, глядя на который, аниматор рисует следующий с чуть измененным положением тела, чтобы получилось движение.

«Эта выставка единственная в своем роде, – говорит куратор Надежда Свирская. – Были выставки отдельных художников, мэтров Норштейна, Ивана Максимова. Но вот чтобы показать сильных художников-графиков, которые создают анимационные фильмы, – это впервые в России».

Иван Максимов представлен на выставке в двух ипостасях: как педагог – дипломная работа его студентки Анжелы Липской логически завершает экспозицию – и как создатель анимационного фильма «Скамейки № 0458» – короткометражной комедии абсурда, разворачивающейся на обычных парковых скамейках.

Российские мультфильмы ежегодно берут главные призы на международных кинофестивалях. Но кто в стране знает об этом? Если спросить случайного человека о современных анимационных фильмах, он вспомнит, возможно, «Ежика в тумане» Норштейна, а ежику тому уже 40 лет. Фильмы, представленные на выставке, до широкой публики не доходят – фестивалей мало, и отслеживает их очень ограниченный контингент. А ведь современная российская анимация – это то, чем мы можем гордиться.

Вот, например, российский анимационный фильм «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита два года назад был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм», и хоть уступил чилийскому мультфильму «Медвежья история», но был в шорт-листе, потом в 2015-м взял гран-при на Tokyo Anime Awards, на международных фестивалях анимационных фильмов в Хиросиме, Анси и т. д. А в России ничего не знают про отечественный мульт, претендовавший на самую престижную награду в мире кино.

Выставка «Движение воображения. Новая авторская анимация» работает в Арсенале Нижнего Новгорода до 25 марта. Сходите, посмотрите, вам точно понравится не все. Но потом вы вернетесь домой и скачаете «Дочь рыбака» Максимова или «Среди черных волн» Анны Будановой и удивитесь, как много можно почувствовать и пережить за время просмотра короткого анимационного фильма, срежиссированного и снятого настоящим художником.




Партнеры