Перемещение – с навигацией
В комитете по транспорту Заксобрания родился проекта закона, который призван упорядочить этот болезненный процесс, сделать эвакуацию более цивилизованной и комфортной (для граждан, разумеется). Напомним, областной закон об эвакуации действует несколько лет, первоначальный накал страстей уже спал. А в первое время, когда к перемещению на спецстоянки подключились коммерческие организации вместе с ГИБДД, волна недовольства захлестнула Нижний Новгород. Теперь автомобилисты «научились» вставать не под знаки, а на пешеходных тропах и прятаться во дворах. Попробуй увези: эвакуатор в узкие места не въедет. С пешеходами в Нижнем Новгороде уже вообще мало кто считается.
Почти весь прошлый год комитет по транспорту Заксобрания и Молодежный парламент проводили мониторинг процедуры эвакуации и хранения машин – «народную инспекцию», – собирали мнения заинтересованных сторон и граждан, и бизнеса, ГИБДД, других должностных лиц. Наконец, в феврале 2018 года комитет внес в областной парламент проект изменений в региональный закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств».
В нем есть существенные новшества. Проект устанавливает, что эвакуировать автомобили, хранить их на стоянках и возвращать владельцам могут только организации, включенные в «перечень специализированных».
Перечень таковых с указанием мест стоянок будет формировать и вести уполномоченный орган и размещать на своем официальном сайте в порядке, утвержденном правительством области. То есть данные должны быть «живыми», актуальными, а не так, что какая-то фирма уже «умерла», а все еще числится как «эвакуаторная».
К этим спецорганизациям будут предъявляться дополнительные требования. (Напомним, что в Нижегородской области по закону определение спецорганизаций на перемещение, хранение транспортных средств происходит на конкурсной основе на понижение тарифа. А, например, в ряде других субъектов РФ к этой процедуре допускаются все лицензированные и соответствующие требованиям компании.)
Предприниматели и юрлица должны оснастить свои эвакуаторы видеорегистраторами и аппаратурой спутниковой навигации, в режиме реального времени передающей информацию о местоположении эвакуатора и его передвижении в региональную навигационно-информационную систему.
Спецстоянки тоже должны быть оборудованы по правилам: ограждение, контрольно-пропускной пункт, чтобы не проникли посторонние, информационные щиты; терминалы в помещениях, чтобы стоимость «услуг» по задержанному транспорту можно было оплатить круглосуточно в наличной и безналичной форме.
Информация – по звонку
Кроме того, при наличии в городе нескольких компаний, занимающихся эвакуацией, местными властями может быть создана единая справочно-информационная служба – диспетчерский центр.
«Вопрос о создании диспетчерского центра – в обязательном порядке – до конца еще не решен, – отмечает глава комитета по транспорту ЗСНО Владимир Солдатенков. – Это инициатива правительства области. Нужно сделать на базе муниципального центра единую справочно-информационную службу, чтобы координировать действия всех сторон – и власти, и ГИБДД, и бизнеса. Это удобство для нижегородцев. Но при этом очевидно, что муниципалитету придется понести некоторые расходы. Поэтому надо закладывать некоторое время и средства, чтобы МСУ, предприниматели и прочие участники подготовились и адаптировались к новым условиям и обстоятельствам».
В Нижнем Новгороде у ГУ МВД РФ заключены соглашения на перемещение с тремя организациями – «Онтранс-НН», «Компас» и муниципальнум МКУ «Центр организации дорожного движения Нижнего Новгорода» (ЦОДД).
«Но сегодня мощности муниципальной службы нужны самому городу, она задействована почти полностью, – считает Солдатенков (у ЦОДД порядка 20 эвакуаторов, часть которых уже выработали свой ресурс. – Ред.). – Активно работают подрядчики, получившие большие деньги и задания по уборке дорог, они просят сопровождения эвакуаторами, при авариях на коммунальных сетях тоже нужна помощь спецтехники».
«Мы считаем, такой центр необходим, – говорит Дмитрий Брылин, директор ЦОДД. – Сейчас диспетчерская существует в крайне ограниченном виде, там есть четыре диспетчера, сайт, телефон. Если количество коммерческих организаций по эвакоуслугам будет увеличиваться, то можно кол-центр создать на ее базе или закрепить на основе центральной городской диспетчерской службы, чтобы работать в круглосуточном режиме. Это позволит городу управлять процессами, в том числе с участием коммерческих операторов, даст информирование гражданам, анализ статистики, динамику перемещения».
Диспетчерский центр должен круглосуточно обеспечивать взаимодействие между теми, кого эвакуируют, и теми, кто это делает, и сообщать гражданам о месте хранения задержанного транспортного средства и порядке его возврата, вести журнал событий.
Бизнес подсчитывает
Все эти обременения, конечно, не вызвали восторга у бизнеса. Предприниматели утверждают, что наложение подобных требований повлечет дополнительные расходы.
Примерная стоимость установки «навигации» – от 5500 рублей за штуку, констатируют в ООО «Онтранс-НН» и прогнозируют уменьшение количества предпринимателей, работающих в этой сфере.
Кроме того, предприниматели возражают против установки системы весового контроля на спецстоянке, поскольку оборудование потребует значительных затрат и много места. Но это условие выдвигают правоохранительные органы, потому что при задержании грузового транспортного средства, например за перегруз, такая техническая возможность на спецстоянках должна быть, чтобы, убрав лишний вес с машины, зафиксировать устранение причины задержания.
Создание единой информационной службы представители бизнеса тоже считают лишним. Частники говорят, что в Нижнем Новгороде уже существуют два диспетчерских номера и сайт, где по номеру автомобиля можно получить информацию о месте его нахождения на стоянках.
«Создание диспетчерской службы повлечет такое же явление, как в такси: диспетчеры будут отправлять на вызовы “свои” эвакуаторы. Компании, занимающиеся эвакуацией, вынуждены будут посылать в центр города все свои машины, чтобы быть ближе к инспекторам ГИБДД. Если 50 эвакуаторов заедут в центр города и будут кружить там или просто стоять, это создаст дополнительные заторы», – считают в «Онтрансе-НН».
Но главное в законе, о чем просил даже бизнес, – это бонус для водителей: если оплатил авансом возвращение машины – предлагается скидка в 25 процентов.
«При оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства до момента его возврата со специализированной стоянки размер стоимости перемещения и хранения данного транспортного средства снижается на 25 процентов от первоначального размера», – сказано в проекте документа.
В Москве такую систему власти запустили много раньше, оплатой на месте (на штрафстоянке) со скидкой в 25 процентов пользуется большинство водителей.