Параллельная программа выставки «Космопорт «Стригино 3» стартовала в «Арсенале»

Что первым приходит в голову, когда видишь название выставки Арсенала «Космопорт “Стригино 3”»? Разумеется, какие же молодцы ребята из PR-отдела «Стригино»: не просто продвигают новый терминал, а вон чего – даже на современное искусство замахнулись.

Параллельная программа выставки «Космопорт «Стригино 3» стартовала в «Арсенале»
Фото: Евгений Алексеев

«На самом деле нижегородскому аэропорту просто повезло, – улыбается Александр Курицsн, начальник отдела междисциплинарных программ Арсенала. – Может, они и сделают какие-то художественные проекты впоследствии, но новый терминал только что открылся и о современном искусстве речь пока не идет. А выставка «Космопорт “Стригино 3”» – это идея нашего куратора выставочных программ Алисы Савицкой и художника Ростана Тавасиева».

У Ростана уже есть экспериментальный кураторский проект «Искусство в воображаемом будущем», где он совместно с другими художниками фантазирует на тему, каким может быть искусство в настолько далеком будущем, насколько может представить себе человек. Одним из ответвлений этого проекта стала выставка “Космопорт «Стригино 3»”, которую художник сделал специально для Нижнего Новгорода.

Что такое аэропорты, знают все, все в них так или иначе были, а вот каким будет космопорт, можно вообразить, побывав на выставке в правом крыле Арсенала, и если вдруг у зрителя возникнут какие-то идеи, у него есть возможность поделиться ими с художником тут же, не отходя от экспонатов.

Как любой нормальный советский ребенок, зачитывавшийся в отрочестве «Туманностью Андромеды» Ефремова, такую тему я пропустить не могла.

Первым делом мне вручили посадочный талон, написанный на фантастическом языке. Аккуратно припрятав его в задний карман джинсов, я не без трепета шагнула в будущее, которое на первый взгляд оказалось весьма похожим на настоящее. Только вот голосовые оповещения, озвучиваемые вполне стандартным «аэропортным» женским голосом, понять сможет разве что сам художник. Ведь они делаются на том же языке, на котором заполнен посадочный талон. На языке, которого не существует, придуманном художником специально для этого проекта.

Багаж в зоне упаковки напоминает что угодно, только не нормальные чемоданы. Мультик, транслируемый в зоне отдыха, – история про зеленого кролико-кузнечика – это первый фантастический диасериал об изобразительном искусстве далекого будущего, где при взаимодействии воображения и реальности в биоквантовом мозге искусственного художника синтезирован креацин – сильнейший стимулятор творческих способностей. Этот самый стимулятор можно купить тут же в магазине дьюти фри, где он совершенно легально продается в виде разноцветных пастилок.

Сквозь рамки металлодетектора одновременно со мной попытались проникнуть какие-то инопланетные сущности, но, судя по всему, не преуспели, и по разноцветному коридору в город я выходила в сопровождении только Анастасии Полозовой, начальника PR-отдела Арсенала, которая великодушно согласилась подстраховать мой прыжок во времени.

По версии Ростана Тавасиева, космопорт в нашем городе будет построен где-то в районе Нижневолжской набережной (похоже, синий забор там неизбежен даже в воображаемом будущем), ибо первое, что я увидела на выходе, был памятник Минину и Пожарскому. Памятник как памятник, всем известная церетелиевская копия оригинала, сравнительно честно отнятого Москвой у Нижнего в далеком 1818 году. Вот только Минин здесь улетает, влекомый кролико-кузнечиком из уже знакомого креацинового мультика, а ошалевший князь пытается его удержать, роняя при этом щит. За спинами лидеров второго народного ополчения открывается панорама Нижнего Новгорода, визитная карточка города – вид на Стрелку.

«Это взгляд Ростана на Нижний Новгород будущего, – поясняет Анастасия, заметив мое изумление. – Он соединяет узнаваемые очертания с совершенно фантастическими элементами, которые, как ему кажется, могут возникнуть в нашем городе».

Завершает выставку «Книга зрительских фантазий», где каждый может внести посильный вклад в воображаемое будущее нашего города. Невысказанных фантазий у посетителей выставки явно с избытком: на мне закончился очередной выпуск книги. А на постаменте памятника, который был также отдан на откуп зрительскому воображению, от пластилиновых писмен не было живого места.

Но, разумеется, Арсенал не был бы Арсеналом, если бы на этом все и завершилось. В новогодние праздники в пространстве космопорта была проведена интерактивная елка, а 31 января лингвистическим кинопоказом открылась параллельная программа выставки «Космопорт “Стригино 3”». Два часа пролетели на одном дыхании. Участники, язык не поворачивается назвать их зрителями, под руководством известного лингвиста Александра Пиперски разобрались с составом языковой семьи Средиземья, потренировались в клингонском произношении, узнали, почему в языке нави восьмеричная система счета и попытались ответить на вопрос, можно ли начать видеть будущее, просто выучив язык пришельцев.

В течение всего февраля и начала марта большинство событий в Арсенале будут так или иначе связаны с темой научной фантастики. «Мы вокруг каждой выставки делаем параллельную программу, раскрывающую тему под разными углами, предоставляем слово не только художнику, но и людям, которые с этой темой соотносятся, в данном случае ученым-астрофизикам, писателям-фантастам, работающим и печатающимся сейчас, лингвистам, которые изучают искусственные, сконструированные специально для фантастики языки», – говорит Александр Курицын.

Вход на все мероприятия программы свободный, надо только предварительно записаться, поскольку залы Арсенала (Кремль, корпус 6), хоть и немаленькие, не всегда могут вместить всех желающих.

«Это будет путешествие, – надеется Ростан Тавасиев. – Путешествие с помощью самой волшебной энергии во вселенной – энергии воображения»

0+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Искусство воображения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру