Что в отчетах?
Три главные свалки Дзержинска – старая Игумновская, «Белое море» и «Черная дыра» – до сих пор не убраны и не обезврежены. Только на химплощадку «Черной дыры» подрядчик подтащил термолизную печку, и основная работа начнется в 2018 году.
Региональные операторы по ТКО, на которых областное правительство возлагало гигантские надежды в качестве инструмента контроля за правильным вывозом мусора, твердых коммунальных отходов и «ликвидаторов несанкционированных свалок», так и не заработали, они еще полностью даже не определены по всем девяти зонам.
Федеральный экологический проект по очистке Волге тоже пока не начал реализовываться на практике, речь в первую очередь идет об установке очистных сооружений разными водопользователями.
Более того, непонятно, что делать с «открывшейся нефтеносной жилой» в Бурнаковской низине, пропитанной за долгое время эксплуатации нефтешламами. Постоянно мироточащий нефтепродуктами грунт выдает на поверхность Волги опасные маслянистые пятна. Пока нижегородские водозаборы справляются с очисткой, но даже простому обывателю понятно, что фильтры нефтяная пленочка очень здорово портит.
И главная боль наших экологов и неравнодушных граждан – волжская пойма и Копосовская дубрава в Сормове остаются без охраны и под угрозой. Изменения зонирования в генплане Нижнего Новгорода, которые допускают жилую застройку в речной пойме, так и не отменены, и, возможно, этого не случится.
Проект по рекультивации шуваловской «мусорки» в Нижнем Новгороде пока только собираются разрабатывать. Это только то, что лежит на поверхности.
Конечно, чиновники, если их обяжут, составят список экологических мероприятий, проведенных в регионе, особенно много было всяких детских конкурсов, акций, выставок. Однако детки, которые сегодня учатся беречь природу, любить животных, сортировать мусор, во взрослой жизни могут столкнуться с «перпендикулярным» отношением, и у них возникнет когнитивный диссонанс, когда в сознании индивида столкнутся конфликтующие представления ценностей.
Копосовская дубрава с охранной «заплаткой»
Как известно комитет защиты волжской поймы, где состоят активные нижегородцы, выступает за включение всей волжской поймы в «зеленый пояс» города, чтобы не была разрешена ни вырубка, ни застройка. Комитет держит на контроле все движения власти по этой территории. Недавно стало известно, что минэкологии заказало паспорт и маркировку границ для создания охранной зоны памятника природы регионального значения «Копосовская дубрава». Конкурс выиграло кировское ООО Босфор». Компания должна провести обследование территории, на которой планируется создание охранной зоны, включая геоботанические исследования, разработать материалы, обосновывающие границы и режим охранной зоны памятника природы. Отчет должен включать современное состояние природных комплексов и объектов на территории, сведения о собственниках, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков в границах территории, планируемой для создания охранной зоны, сведения о нахождении здесь промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства и проч.
Но за всеми этими хорошими намерениями стоит, скорее всего, не желание сберечь от исчезновения этот кусочек природы, а соблюсти процедуру. «Эта так называемая “охранная зона” – не ожидаемая охранная зона, полностью опоясывающая дубраву, а маленький кусочек, ошметок, у части дубравы. Сделано – на “отвяжись”. То есть формально минэкологии создает охранную зону, а по факту этот “ошметок” дубраву от застройки охранять не будет!» – говорит член Общественной палаты Нижнего Новгорода Мария Попова.
Но с формальной точки зрения все делается правильно. До начала практических работ по проекту и планировке соседней территории (около Хальзовской улицы) все флажки должны быть расставлены. «Мы собирались комитетом и думали, что делать, – рассказал Алексей Волков, – будем обращаться к врио губернатора, на словахон вроде бы обещал, что там ничего строить не будут. Но уверенности у нас нет, потому что представители правительства области заявляют противоположное».
Регоператоры ТКО: прибыль обеспечена
В Нижегородской области в этом году нужно «укомплектовать» девять региональных операторов ТКО, поскольку новых межмуниципальных комплексов по обработке и захоронению ТКО будет девять. В соответствии с терсхемой по обращению с отходами вся область разделена на девять зон, в каждой будет работать свой регоператор. Как показали первые конкурсные отборы, операторы напрямую «завязаны» на межмуниципальные полигоны или это компании, аффилированные с держателем полигона. Зоны деятельности региональных операторов согласно территориальной схеме обращения с отходами именуются так: № 1– Новоигумновская, № 2 – Балахнинская, № 3 – Богородская, № 4 – Городецкая, № 5 – Кстовская, № 6 – Выксунская, № 7 – Арзамасская, № 8 – Сергачская, № 9 – Уренская. Предметом конкурсного отбора является присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с отходами. Статус регоператора присваивается сроком на 11 лет.
В прошлом году статус первого регионального оператора по зоне № 4 получило ЗАО «Управление отходами-НН» (Бор, Семеновский, Сокольский, левобережная часть Лысковского, левобережная часть Воротынского, Ковернинский и Городецкий муниципальные районы, за исключением Заволжья).
На конкурсный отбор по зоне № 1 (Нижний Новгород, без Сормовского района, Дзержинск), допущен один участник. По сообщению федерального информагентства «Инвестинфра», 28 декабря 2017 года опубликован протокол комиссии минэкологии, подана одна заявка от ООО «Нижэкология-НН» (Нижний Новгород, Московское шоссе), она связана с собственником Новоигумновского полигона – компанией «МАГ Групп».
Также вскоре начнутся процедуры выбора регоператоров еще по двум зонам – № 3 и 5. В январе 2018 года должно быть объявлено большинство конкурсов, сообщили в минэкологии. По словам и. о. министра экологии и природных ресурсов Арсения Дряхлова, после определения победителей по каждой кластерной зоне министерство и региональный оператор заключат соответствующее соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО. Начать свою деятельность они должны не позднее 1 января 2019 года.
Расчеты по стоимости услуг регионального оператора (на 10 лет) разнятся в зависимости от объемов ТКО в зонах, затрат, вложенных инвестиций. Например, по зоне № 1 сумма была увеличена (изменена документация) с 15,7 до 17 млрд рублей. То есть в год оператор будет получать с клиентов не меньше соответственно рассчитанной суммы (выручка, конечно, будет больше), рентабельность закладывается не менее 13–14 процентов. Тариф для населения будет устанавливаться в том числе исходя из этих параметров.
Регоператор обязан заключить договоры с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами, по ценам (тарифам), установленным таким операторам уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, а также заключать договоры в отношении новых полигонов. Как известно, на строительство несколько новых межмуниципальных комплексов также будут проводиться конкурсы, поскольку желающих заняться мусорным промыслом в последнее время появляется все больше.
Некоторым – гигантское все
На последнем в 2017 году заседании Заксобрания Нижегородской области депутаты долго дискутировали по льготам, которые дает дополнительное соглашение между региональным правительством и ЗАО «Управление отходами-НН», построившим (в формате государственно-частного партнерства) известный полигон в Городецком районе. Сейчас организация эксплуатирует комплекс ТКО еще и в Балахнинском районе.
Вложено было около миллиарда рублей из средств негосударственных пенсионных фондов и из бюджета, поэтому инвестор в 2012 году по инвестсоглашению получил разного рода льготы, однако со своей стороны не смог выполнить взятые на себя обязательства.
Выступавшая перед депутатами теперь уже бывшая глава мининвеста Екатерина Пивоварова пояснила, что на полигон не поступает запланированный объем отходов, также выросли ставки по заемным средствам и другие затраты, том числе на топливо. Посему предприятию не удалось достигнуть запланированной прибыли и бюджетного эффекта в соответствии с инвестиционным соглашением. По скорректированному бизнес-плану срок окупаемости проекта увеличивается с 7 до 22 лет. Депутатам предложили одобрить изменения в соглашении: увеличение объема инвестиций в Городецкий полигон с 529 до 620 млн рублей, государственную поддержку в форме льгот по налогу на имущество продлить на два года, но уменьшить с 55 до 34 млн рублей, и «бюджетный эффект» также сокращается с 48 до 20 млн рублей.
Александр Шаронов, глава комитета по бюджету, напомнил, что этот проект получил более 200 млн из бюджета, но условия соглашения не выполнены!
«Доля сортировки (отсортированных отходов и возвращенных в экономику в качестве вторсырья. – Ред.) должна была составить более 40 процентов по итогам 2016 года, а к концу 2017 года – 60 процентов. В итоге компания осилила только 1,4 процента. По сути, полигон за полмиллиарда рублей является более современной, но все-таки свалкой, где ТКО по-прежнему захораниваются. Только теперь некоторым муниципалитетам приходится возить отходы за 100 км по заоблачным тарифам. При этом проект “уникальный”, туда 200 миллионов прямых бюджетных денег закачано. А сколько прямой бюджетной помощи получили конкурирующие проекты? Чтобы его загрузить, некоторые муниципальные свалки просто закрыли. Хотя они мало отличаются от того, что построено. Заявленная цель проекта – сортировка. Но не захоронение!» – возмущался Шаронов.
Кроме того, представители облправительства не предоставили информации, как изменились расходы муниципалитетов на вывоз отходов и насколько были увеличены тарифы в зоне деятельности.
«Раньше тарифов на мусор в некоторых муниципалитетах вообще не было, – заявил и. о. вице-губернатора Евгений Люлин, – поэтому расходы на вывоз отходов выросли у кого-то в два раза, а у кого-то в три, а у кого-то и в тысячу раз, поскольку раньше был ноль. Но когда-то нужно наводить порядок». По его словам, в Городецком районе земля стала чище.
«А почему тогда одним достается гигантское все, другим – гигантское ничего? –недоумевал Василий Суханов. – В Нижнем Новгороде под видом мусороперегрузочной станции в 350 метрах от ближайших домов они построили мусоросортировку, и люди там сейчас в ужасе, потому что санитарно-защитная зона для мусороперегрузочной станции по регламенту меньше, чем для мусоросортировочной».
Но в результате за соглашение на продление льгот все равно проголосовали большинством (накануне фракция «Единая Россия» договорилась о консолидированном голосовании по этому вопросу. – Ред.), и на этом «борьба за экологию и за справедливость» закончилась.