Нижегородские общественники пытаются остановить урбанизацию Почаинского оврага

В гордуме встретились зеленые и застройщик

На минувшей неделе протестующая общественность и застройщик Почаинского оврага наконец встретились. Неожиданно. На комиссии гордумы по экологии. «Кровавой рубки» не получилось. Зато поговорили.

В гордуме встретились зеленые и застройщик
Фото: Евгений Алексеев

Уже в коридоре, после обсуждения вопроса на комиссии, зеленые и градозащитники взяли застройщика в кольцо, задавали ему «неудобные» вопросы, договаривались о встрече. Впрочем, застройку, или, как говорят другие, урбанизацию, низины бывшей реки Почайны уже не остановить. Речь может идти только об увеличении количества деревьев, зелени, которой там позволено остаться.

Почаинский овраг приговорен

Внимание общественности к этому месту обострилось еще по весне 2017 года, когда у мостика, ведущего с Большой Покровской через Университетский переулок на Ильинку, обрушился склон. А потом овраг, который называют легкими центра города, стали грубо засыпать грунтом. Активисты, жители начали выяснять, кто да что. Выяснили, что овраг давно «приговорен» к застройке. Решение принималось еще при мэре Вадиме Булавинове в 2007 году в рамках муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилья. Территория в границах улиц Малой Покровской, Ильинской, Почаинского оврага была включена в перечень площадок перспективного строительства. Хотя, как рассказал и. о. директора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода Александр Корнилов, в дальнейшем по этому проекту вносились изменения и уточнения.

Под развитие «застроенной» территории (РЗТ) попала площадка в границах улиц Добролюбова, Ильинской, Малой Покровской, Архитектора Харитонова. По результатам аукциона в 2009 году администрация города заключила договор на РЗТ (площадь 6,73 га) с ООО «Международная строительная компания», гендиректор Олег Разживин.

«А какая здесь застроенная территория? – недоумевают жители. – В овраге только зелень!»

Оказывается, пару домов застройщик все же расселил (так он заявил «МК в Нижнем Новгороде») с соседней улицы. Но «в придачу» получил большой кусок склонов. В собственности «МСК» уже несколько участков. Все по закону, компания работает через инвестсовет при губернаторе и администрацию города. Сделан проект планировки и межевания (ППМ). Будущий жилой комплекс называется «Сердце Нижнего». Запланировано несколько очередей, до десятка объектов, домов клубного типа, офисы, трансформаторные подстанции, собственный бульвар, в ложе оврага – многоуровневая подземная автостоянка. Застройка имеет террасирование, что тоже подчеркивает ее связь с рельефом местности.

«Разрешение на строительство выдано администрацией города до 2020 года», – уточнил Александр Корнилов.

Но земля не имеет никакого охранного статуса, напоминают градозащитники. А в проекте пространство Почаинского оврага обозначено как рекреационная территория с высоким уровнем благоустройства, расположенная на крыше подземной многоуровневой парковки.

Бульдозером как по живому

Простые жители, разумеется, не могли следить за всеми телодвижениями застройщика-инвестора, тем более что за почти десяток лет вносились изменения, в том числе и в генеральный план города. Проходили публичные слушания, кстати, на последнем собрании граждане решительно высказались против засыпки оврага.

Но люди ведь реактивно реагируют: увидели, что на склонах бульдозеры утюжат грунт вместе с деревьями, и, конечно, возмутились. И пошло движение.

Активисты начали собирать подписи за сохранение оврага – почти святые люди, им только идея нужна, чтобы собраться и жителей прилечь к проблеме. Организовали с Центром прикладной урбанистики двухдневный семинар, модное нынче социальное проектирование. Пленэр на местности, с историческими проникновениями: что они, горожане, хотят видеть здесь вместо привычного «бытового» пейзажа – с мусором, бомжами, шприцами и прочим непотребством? Но не было тогда с активистами представителей застройщика, бизнеса и власти.

«Зато жители, студенты, архитекторы проектных вузов проявили большую заинтересованность, проектируя будущий овраг, – рассказала архитектор Зоя Рюрикова. – Как природный парк с культурной, спортивной и исторической составляющей. Но они не хотят видеть здесь торговый центр или многоэтажную застройку. Засыпав овраг, застройщик лишит местность самоидентификации. А та прогулочная зона, о которой речь идет в проекте, это на самом деле дворовые территории, потому что по нормативам у каждого дома должен быть двор, парковка».

Как рассказала на комиссии Думы Нина Ершова, член Общественной палаты Нижнего Новгорода, у активистов уже есть шесть тысяч подписей жителей (4,5 тысячи электронных и 1,5 тысячи «живых»), не согласных с застройкой.

«Предлагаю организовать круглый стол по вопросу застройки, в рамках которого спроектировать общегородское техзадание», – сказала Ершова.

Еще обнаружилась такая пикантная деталь: ООО «Международная строительная компания» (юрадрес в Москве) задолжало по РЗТ порядка 37 млн рублей в бюджет.

«Участок уже восемь лет в работе, и всего один дом построен, но до сих пор не введен в эксплуатацию, – напомнила юрист, общественник Марина Чуфарина. – Компания имеет долг перед городским бюджетом в 37 млн рублей. Как может город позволить себе работать с таким застройщиком? Развитие таких территорий, рядом с кремлем, должно проходить особое обсуждение!»

Попробуйте поднять такой проект!

И тут выяснилось, что застройщик – гендиректор компании Олег Разживин совсем случайно зашел на заседание. Готов ответить и даже пожаловаться на журналистов, общественников, чиновников и другие структуры, которые затягивают согласования.

«Узнал из новостей, что здесь будет происходить, – рассказал Разживин, выходя к трибуне. – К нам из журналистов никто не обращался, никто не спрашивал мнения, комментарии. А мы действуем строго в рамках закона. Но именно администрация приняла решение о развитии территории. Какие здесь к нам могут быть претензии, если концепцию делали по заданию области и города с участием московских проектировщиков? Это продолжение идей архитектора Харитонова о Почаинском овраге. И для нас очень тяжело решаются некоторые вопросы. Из восьми объектов только на два мы пока получили разрешение. Ни один дом еще не введен в эксплуатацию. А затраты огромные, пришлось снести и расселить незаконные объекты типа гаражей. Платежи по РЗТ нужно вносить, да, но пока еще не с чего. А тут еще такая волна в прессе пошла, наши акционеры, в том числе и иностранные, нервничают, они не понимают, что происходит».

«Мне понравилось предложение Нины Ершовой о круглом столе, мы готовы в этом участвовать. Вы хотя бы познакомитесь с нашим проектом, может быть, вам понравится», – добавил Разживин.

«Плач» застройщика можно понять, но квартирки-то в клубных элитных домах будут стоит не три рубля за метр, а, скорее всего, гораздо больше ста тысяч.

Заместитель директора городского департамента строительства Артем Каразанов отметил, что застройщик взял на себя и некоторые полезные для города обязательства: например, реконструкцию существующего аварийного коллектора (порядка 100 млн рублей). И видимо, за его же счет построят дублер Большой Покровской улицы (от Малой Покровской до Лыковой дамбы). Мост от Университетского переулка через овраг хотят реконструировать. Планируется также детсад. Но расширение существующей школы пойдет в рамках госпрограммы за счет бюджета. Каразанов также уверен, что задолженность будет погашена.

А Разживин пояснил, что раз юридический адрес в Москве, то, возможно, судебные приставы посчитали, что пусть столичные приставы долг взыскивают.

Операция «Прикрытие»

«Откуда взялась инициативная группа, которая шесть тысяч подписей собрала? – недоумевал депутат Роман Буланов. – Застройщик 10 лет пороги обивал, проектировал, уже вложил несколько десятков миллионов рублей, и тут вдруг появляются активисты».

«Почему вдруг такое возмущение возникло? Я вам расскажу, – ответил эколог Асхат Каюмов. – Потому что все последнее время нам рассказывали, в частности главный архитектор города, о том, что в Почаинском овраге в перспективе может быть сделан ландшафтный парк, что у нас воплощается “зеленая политика” города. Теперь выясняется, что параллельно городская администрация делала что-то другое. Это как назвать? Операция “Прикрытие”?»

Вот и поговорили, и «пошли пить кофе», каждый при своем, каждый с чувством выполненного долга и собственной значимости.

Больше зелени, хорошей и разной

Роль арбитра и интегратора взял на себя глава экологической комиссии, заместитель главы города Нижнего Новгорода Михаил Кузнецов.

«Понятно, что, с одной стороны, Почаинский овраг – это центр города, зеленые легкие исторического центра, с другой стороны, застройщиком выполнены все экспертизы, согласованы все проекты и юридически он имеет право на строительство, – подвел он итог. – Но поскольку общественное внимание к застройке этой территории велико, жители выказывают недовольство, мы решили создать рабочую группу, чтобы она обсудила, что можно скорректировать в проекте. Компромисс может быть найден в части объема озелененных территорий оврага. Это ведь бывшая река Почайна, где за счет инвестора появится новый ливневый коллектор, что хорошо и правильно. Но сегодня наши овраги являются естественными нишами, по которым воздух с реки проходит в город, происходит воздухообмен, в оврагах растут деревья, зелень. Мы не хотели бы этого лишиться. Вопрос идет о том, сколько зелени будет сохранено, какие деревья там будут, как благоустроят территорию. Эскизы представленного проекта выглядят эстетично. Важно, что застройщик готов обсуждать с жителями их предложения. Попробуем уговорить его, чтобы было больше зелени в итоговом проекте».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: «Сердце Нижнего» и легкие города

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру