Выживет ли муниципальный транспорт в Нижнем Новгороде

За перевозку льготников надо доплатить

26 октября 2017 в 11:58, просмотров: 1149

В начале октября жители Нижнего Новгорода, пользующиеся общественным транспортом, снова были взбудоражены новостями, что энергосбытовики могут отключить трамваи и троллейбусы за долги. Потом администрации областного центра удалось передоговориться с московским офисом ПАО «ТНС энерго» о новом графике платежей. На заседании гордумы 18 октября муниципальным предприятиям срочно «перекинули» ассигнования.

Выживет ли муниципальный транспорт в Нижнем Новгороде
Фото: Евгений Алексеев

Трамвай может не доехать

Дополнительно 60 млн рублей в виде субсидий будет направлено трем МП: «Нижегородпассажиравтотранс», «Нижегородэлектротранс», «Нижегородское метро» на возмещение затрат по перевозке пассажиров.

Но проблема с общественным транспортом в городе застарелая, системная, и решать ее надо соответствующим образом. А не затыкая каждый раз очередную дыру. В целом задолженность по МП составляет более 1 млрд рублей.

Да, в этом году беспрецедентное количество автобусов было закуплено, взято в лизинг для муниципального автопарка 200 штук, спасибо области и чемпионату мира 2018 года.

Однако на текущее содержание и ремонт оставшегося старого подвижного состава катастрофически не хватает средств. Одна из причин – затраты на перевозку большого количества льготников. По мнению властей города, адекватного возмещения из областного бюджета выпадающих доходов транспортники за эту услугу не получают. Это показали два года работы АСКОП в Нижнем Новгороде.

Глава комиссии по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман на днях направил председателю комитета по транспорту Заксобрания области Владимиру Солдатенкову обращение. Просит выйти с законодательной инициативой в правительство Нижегородской области, чтобы то рассмотрело возможность увеличения возмещения выпадающих доходов муниципальных предприятий по перевозке льготников.

(Как известно, расчет компенсации ведется исходя из 39 поездок по социальным проездным и расчетной ставки в 19 рублей за поездку, что ни в коей мере не соответствует затратам, говорят транспортники.)

«Комиссия по транспорту и связи Нижнего Новгорода считает, что сумма выпадающих доходов в объеме 200 млн рублей не соответствует реально выполненной работе муниципальных транспортных предприятий по данной категории граждан, что ежегодно приводит к росту долгов, в том числе по налогам, и не позволяет в полном объеме выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава», – сказано в обращении Гойхмана.

Точные данные по объемам выполненных работ можно получить у оператора АСКОП в Нижнем Новгороде – компании ООО «СитиКард», добавлено в заключении письма.

Пенсионеры ездят больше

Эта АСКОП – автоматизированная система по контролю проезда, внедренная в Нижнем Новгороде, – как раз и показывает значительно большее количество поездок льготников.

Вопрос об увеличении возмещения транспортным предприятиям за льготников поднимали в Законодательном собрании на минувшей неделе на заседании комитета по транспорту и дорожному хозяйству.

Вместе с ним депутаты рассмотрели и вопрос, связанный с внедрением на всей территории Нижегородской области автоматизированной системы оплаты проезда в транспорте общего пользования. Пока она функционирует только в Нижнем Новгороде, хотя принятие закона об АСКОП в регионе, а затем выбор операторов было запланировало еще на начало 2018 года, рассказал заместитель минтранса Николай Мамонов (отвечает за процесс министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. – Ред.).

Возникли проблемы технического и правового характера, в том числе по выбору финансовых организаций для операторов. По словам Мамонова, правительство области отказалось от идеи предоставления права на внедрение этой системы на основе конкурсных процедур и приняло решение реализовать проект без проведения торгов. С учетом этого минтранс разработал соответствующий законопроект и проект постановления о порядке функционирования системы. Оснащению оборудованием АСКОП подлежат более 1,5 тысячи автобусов, используемых на городских и пригородных автобусных маршрутах регулярных перевозок. Ориентировочная стоимость мероприятий по внедрению системы в Нижегородской области составляет более 500 млн рублей.

Есть дорожная карта по внедрению системы АСКОП. В соответствии с планом до 20 февраля 2018 года будет принято распоряжение правительства Нижегородской области о создании комиссии по аккредитации операторов, которые будут работать в рамках данной системы.

Оператор напрямую будет заключать с перевозчиками договоры (соглашения) по организации безналичной оплаты проезда, устанавливать оборудование в автобусах и троллейбусах, он же организует пункты распространения транспортных карт в соответствии с дорожной картой, внести законопроект на рассмотрение регионального парламента планируется до конца текущего года. Принять его Заксобрание должно будет до 31 марта 2018 года. Принятый закон вступит в силу с 1 января 2019 года. тогда система АСКОП должна быть внедрена на всей территории региона.

В частности, в проекте четко указано, что перевозчик должен обеспечить возможность безналичной оплаты проезда и не вправе отказать пассажиру, имеющему такое электронное средство платежа – транспортную карту.

Если же юрлицо не может обеспечить это, то пассажир имеет право проехать без оплаты с выдачей проездного бумажного билета.

Мамонов отметил, что в случае неисполнения требований по организации безналичной оплаты проезда для перевозчиков наступят юридические последствия: через суд его могут лишить свидетельства на перевозки.

Председатель комитета Законодательного собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков напомнил, что система АСКОП поможет точно определить сумму, которая необходима для компенсации выпадающих доходов предприятиям при перевозке льготных категорий пассажиров.

50 вместо 39?

Депутат Леонид Гойхман считает, что база для системы АСКОП разрабатывается очень долго, а она в Нижнем Новгороде сегодня очень точно показывает: кто, кого и сколько перевез, все фиксируется.

«Исходя из тех данных, которые дает оператор “СитиКард” по городу, компенсация выпадающих доходов перевозчикам по области должна быть гораздо больше, порядка 2 млрд рублей, а не 1,1 млрд, как это сейчас заложено в областном бюджете, – говорит депутат. – Поскольку пассажиропоток региона и центра примерно сопоставимый. А город фактически перевез льготников на 500 млн, нам же дают только 200 млн рублей. Затраты муниципальных предприятий гораздо выше».

«Нужно как-то реагировать на эту ситуацию, – призвал Гойхман представителей минтранса и минфина. – А потом все удивляются, почему вдруг энергетики решили ограничить электропотребление электротранспорта? А что предприятию остается, копить долги? Банкротить муниципальное предприятие никто не даст».

По информации Мамонова, в проекте областного бюджета на 2018 год на возмещение выпадающих доходов от перевозки льготников, студентов и учащихся заложены ассигнования в 1,07 млрд, столько же, сколько и в 2017 году.

«Вопрос о возможном изменении величины компенсации, дополнительных средствах перевозчикам за выпадающие доходы рассматривался еще в мае 2017 года у губернатора, – рассказал Николай Мамонов. – Минтранс сделал предварительные расчеты по увеличению поездок и расчетной ставки, речь идет только о Нижнем Новгороде, поскольку больше к нам никто не обращался. Сейчас мы исходим из стоимости 19 руб. за поездку и льготные проездные в 39 поездок, а если учесть новые вводные, то получается, что из областного бюджета может потребоваться около 600 млн рублей: 430 млн – если в социальных проездных будет заложено 50 поездок и еще 130 млн – в связи с увеличением расчетной ставки для предприятий Нижнего Новгорода.

В октябре было совещание у замгубернатора Антона Аверина по изменению порядка проезда и компенсации выпадающих доходов, все расчеты и представление вынесены на рассмотрение врио губернатора области».

«Хорошую фразу о компенсации выпадающих доходов мы записали, но нужны более точные расчеты проездных, – замечает Владимир Солдатенков. – Потому что по единому социальному абонементу количество поездок по городу в среднем 76. А сейчас заложено 39 поездок, то есть все, что сверху, должно идти за счет предприятия? Как тогда ему выживать, как должна строиться экономика? Оплату проезда в Нижнем Новгороде подняли, но подвижной состав нужно обновлять по всей области. Да и муниципальных предприятий почти не осталось!»

«Мы работаем в пределах выделенных бюджетных ассигнований, – отвечал Мамонов. – Надо посмотреть муниципальным предприятиям, почему они так работают? Почему все сладкие маршруты отдают частникам?»

«За 55 лет, что я работаю в транспортной сфере, такой ситуации, как сейчас, не было никогда, – заявил Александр Маренов, который возглавляет профсоюз транспортников. – Кстовское, Балахнинское предприятия почти банкроты. Народ возбужден. На Госсовете в Ульяновске недавно говорил президент – нужна поддержка транспортникам. А у нас за 10 месяцев в НПАТ был 54 дня блокирован счет. Резину, бензин – все надо менять, а как, на что? Положение аховое!»

«Поставлена задача – система АСКОП должна заработать на всей территории региона в конце 2018 года. К ее решению будем стремиться, а со своей стороны депутаты готовы при необходимости внести изменения в региональное законодательство, – заявил председатель комитета областного парламента по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков. – Депутаты Законодательного собрания будут в регулярном режиме отслеживать то, как дорожная карта по АСКОП реализуется на практике. Ежеквартально будем заслушивать отчет правительства области по данной теме и при необходимости вносить предложения и коррективы».

«Главными задачами системы являются обеспечение удобства оплаты проезда пассажиров в общественном транспорте, автоматизация пассажирского учета, улучшение экономического состояния организаций-перевозчиков за счет перехода на бескондукторное обслуживание пассажиров, усиление контроля за оборотом денежных средств, – напомнил он. – Что особенно следует отметить, система предназначена и для муниципального, и для частного транспорта. Я неоднократно говорил и повторяю – от этого мы никуда не уйдем. Внедрение системы должно вывести работу общественного транспорта на качественно новый уровень».

В качестве операторов АСКОП приглашаются и рассматриваются «Региональный навигационно-информационный центр Нижегородской области» (РНИЦ осуществляет мониторинг и управление пассажирских перевозок на базе ГЛОНАСС) совместно с АО «Штрих-М» (Москва), который является разработчиком одной из распространенных в регионах информационной платформы АСКОП (конкурент московской компании «Удобный маршрут», чьей платформой пользуется нижегородская «СитиКард»). Кроме того, о принципиальной возможности участия в проекте заявило кировское ООО «Электронный проездной» в районах северо-восточной части Нижегородской области. Областные системы должны быть также интегрированы с АСКОП в Нижнем Новгороде под управлением компании «СитиКард».




Партнеры