В Нижегородской области есть памятник подстаканнику

Подстаканник отмечает свое 125-летие

Незамысловатый столовый прибор знаком каждому, кроме самых юных, кто когда-либо путешествовал поездом. Считается, что первые подстаканники были сделаны на Тульском оружейном заводе и по своему виду больше напоминали кружки. Сегодня это атавизм, наследие прошлого, примерно как самовар.

Подстаканник отмечает свое 125-летие

Однако в Нижегородской области существует предприятие, выпускающее подстаканники. Есть в селе Казакове Вачского района и памятник этому предмету обихода.

О необычном изобретении русских в своем «кулинарном словаре» писал Александр Дюма. Позже подстаканники стали неизменным атрибутом поездов. Эту традицию ввел царский министр путей сообщения Юрий Витте. Пассажиры оценили преимущество новой посуды: в качке вагона подстаканники были более устойчивы, чем обычные стаканы или чашки.

Подстаканники, которые делались на заказ небольшими партиями, отражали индивидуальные вкусы и могли многое рассказать о русском обществе конца XIX века. Этот период, который продлился до Октябрьской революции 1917 года, характеризуется как наиболее высокохудожественный. Даже Фаберже занимался производством подстаканников. Они передавались из поколения в поколения и по сей день являются предметом семейной гордости.

– Мой подстаканник – это семейная ценность, это фамильная реликвия. Он был изготовлен в 1893 году. Как мне говорили родители, он был подарен в день ангела моему прадеду, – поясняет владелец старинного подстаканника Вадим Серов.

В Казакове расположен самый крупный в России завод по производству подстаканников. Все делается вручную, от сборки до упаковки.

– Наш подстаканник традиционно выполнен в технике филигрань. Это крученая медная скань различных профилей, из которых создается ажурный рисунок, и дальше все это превращается в изделие в виде подстаканника, – объясняет генеральный директор завода Вадим Скрябин.

Подстаканники здесь делают уже больше полувека. Наиболее трудоемкий процесс в изготовлении – сборка. Из медной или серебряной проволоки различной толщины и сечения по лекалу выкладывается узор. По сути, это контур будущего подстаканника.

– У нас имеются шаблоны, по которым мы выгибаем определенные формы и уже по ним наклеиваем на рисунок, наносим его, как говорится, в металле и забиваем весь его полностью по рисунку, – рассказывает сборщица филигранных основ Наталья Краснова.

Впрочем, нити могут быть золотыми или серебряными. Все зависит от желания заказчика.

После этого заготовка поступает к ювелирам, где ей вначале придадут объем, после обожгут до нужного оттенка. Процесс этот менее трудоемкий, чем сборка, но требующий навыков и особой осторожности. Температура газовой горелки – несколько сотен градусов.

После к подстаканнику припаяют дно и ручку, вновь отправят на обжиг, протравят в серной кислоте. Заключительный процесс производства – серебрение. Подстаканник будет принимать различные ванны из кислот, выдерживаться под током, зачищен и отшлифован. На производство уходит примерно один рабочий день.

Вот только потребность в такой посуде сегодня очень невелика. В поездах подстаканники заменили на обычные чашки. Однако в VIP-классе транссибирского экспресса все еще подают чай в стаканах с подстаканниками. В атмосфере роскоши и посуда должна быть соответствующей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Не обжигая рук

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру