Португальский шансон спели в Нижнем

Однажды 200 лет назад португальская девушка легкого поведения по имени Мария Севера сидела у окна в своем доме в бедном квартале Лиссабона и пела. Она часто пела для себя, для друзей и соседей. Но в этот день все было иначе, волею судьбы под ее окном проезжал принц.

Португальский шансон спели в Нижнем

Принц не принц, а родственник короля граф Вимиозу. Услышав ее прекрасный голос, он поднял голову и влюбился без памяти. Граф забрал девушку в свой дворец, и жили они счастливо, но не очень долго: через несколько лет ему пришлось жениться на женщине своего круга, а Мария не смогла жить без любви – ей было всего 26, когда она умерла. Но осталась музыка, остались песни, которые она пела, и это были те самые первые фаду. Отсюда и название фаду – фатум, судьба.

«Это не миф и не легенда, – уверяет Алла Боголепова, представитель московского “Дома фаду”, – это история жизни живого человека. Именно благодаря Марии Севера фаду оформился как музыкальный жанр».

По сути, фаду – это городской романс, и в Морарии, старинном квартале Лиссабона, где узкие средневековые улочки продуваются океанским ветром и сам воздух наполнен saudade (печаль об утраченных мечтах, (порт.)), до сих пор на крохотной площади стоит белый домик, а у крыльца растет двухсотлетний вяз – свидетели трагической судьбы Марии Севера, первой фадишты, женщины, сделавшей музыку Морарии достоянием своей страны.

12 октября в Нижнем Новгороде прошла первая ночь фаду. По словам организаторов концерта, выбор города для расширения географии фаду был неслучаен: Нижний стоит на прекрасной русской реке, как и Лиссабон на великой португальской реке Тежу, и так же, как Лиссабон, является портовым городом, куда исторически прибывают корабли из разных мест, где сходится множество дорог и путешественников. В Лиссабоне благодаря порту оседало огромное количество самых разных культур, из которых впоследствии выросло фаду.

С другой стороны, фаду – это отражение ежедневной жизни города, его людей, оно бывает и веселым, и печальным, и даже язвительным, и эта музыка, делает вывод из своего опыта Жанна Боголепова, очень созвучна именно русским людям. «Я до сих пор не могу себе объяснить, почему именно мы так любим фаду, – признается она. – Вы услышите это сами».

И мы услышали. В исполнении «золотого голоса Лиссабона» Педру Моутинью и традиционного фаду ансамбля из трех гитар со сцены прозвучали лучшие классические фаду и виртуозные гитаррады, популярные фаду-хиты и редко исполняемые произведения. Мы услышали Лиссабон, настоящий – без автомобилей, туристов и прочих примет XXI века, город, которого больше нет и который теперь существует только в звуках музыки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Фаду, фатум, судьба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру