На местах погрязли в политических интригах, – Олег Шавин

Об отопительном сезоне, политических играх на местах и долгах за ресурсы

11 октября 2017 в 13:03, просмотров: 1038

Не успели мы порадоваться летним дням, как уже и «зима катит в глаза». Пуск отопительного сезона, завершение ремонтной кампании и прочие мероприятия по подготовке к холодному времени года показали, кто «все пел» – писал жизнеутверждающие отчеты, а кто усердно работал – платил долги и менял трубы. Об этом наш разговор с председателем комитета Законодательного собрания по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Олегом Шавиным.

На местах погрязли в политических интригах, – Олег Шавин
Фото: Евгений Алексеев

– Олег Борисович, отопление в регионе включили, а вопросы остались. Например, по долгам НОКК (акционерное общество «Нижегородская областная коммунальная компания»).

– Долги НОКК, коммунальной компании, которая сегодня обеспечивает теплоснабжение и горячее водоснабжение нескольких районов области, это не самое главное. Я считаю, что говорить нужно в первую очередь об ответственности некоторых глав местного самоуправления.

Депутаты Законодательного собрания ориентируются на данные, которые им предоставляют профильные министерства. А те получают из районов бодрые отчеты о проделанной работе: «Из 50 тысяч условных домов не включены только шесть». Всё у нас просто замечательно! Отрапортовали.

– Главы местного самоуправления приукрашивают действительность?

– На самом деле ситуация оказывается не такой радужной. Например, в Краснобаковском районе шесть месяцев котельные были отключены от электричества. А руководство не думало об этом. Понятно, что район дотационный, нужно искать деньги, может быть, менять тарифы. В конце концов обращаться в правительство области, которое создало фонд для субсидирования районов, испытывающих трудности с началом отопительного сезона. Только нужно обратиться вовремя, отстоять свою позицию.

Но там идут другим путем – обращаются в прокуратуру, точно такую же, местную, как и суд. Появляется решение суда: «Включить». А долги никуда не делись. Все это говорит об отрицательном уровне работы руководителей района.

Или возьмем, например, Городецкий район. Долг у них 52 млн рублей, тариф – один из самых высоких в Нижегородской области. У них четыре котельные работают на дизель-генераторах. Если один встанет, а завтра заморозок – все замерзнут.

К таким районам у меня еще один вопрос возникает: а как вы готовились к зиме? Как без освещения в котельную зайти и что-то в ней ремонтировать? Без света, без сварки? Наверняка и ремонт сделали спустя рукава.

НОКК приходит и говорит: «Отдайте мне эти “теплушки”. Мы специалисты, знаем, как управлять. Только давайте сначала рассмотрим систему тарифов, чтобы эксплуатация котельных была безубыточной». НОКК – это акционерное общество, часть акций которого принадлежит правительству области. Не за год, не за два, за 5–10 лет можно что-то исправить в районах.

– Нижний Новгород в этом году хорошо включился. Хотя жалобы, конечно, есть.

– Да, 25 сентября подали тепло, все дома были подготовлены. Я говорил с директорами управляющих компаний, они к подготовке ответственно отнеслись. Лучше уж один раз сделать и дальше спокойно идти в зиму.

И вдруг в нескольких десятках домов в нагорной части города отключают отопление. Какая-то авария, несмотря на подготовку к зиме. Снова это ресурсы, время, деньги и в первую очередь отношение, при котором у потребителя, у меня как человека, живущего в квартире, прав нет. Никто людям ничего не компенсирует. Нужно изменить это.

– Каким образом?

– Этот путь административный. И он должен быть довольно жестким. Нужно построить систему рейтинга. В системе энергетики существуют комплексные показатели – КПИ. Если бы у глав администраций был рейтинг, они могли бы на него ориентироваться: по рейтингу первый – вот тебе дотации, помощь; последний – нужно создавать комиссию и разбираться, в чем причина, что сделано для исправления ситуации. По итогам принимать решение о смене руководителя. А у нас на местах погрязли в политических интригах. Глава района, глава поселка должен заниматься водой, теплом, школами, а не интриги плести.

– Еще одна важная тема – капремонт. Люди жалуются и на саму программу, и на качество.

– Понятно, что программа не очень продумана. Это должны были сделать органы местного самоуправления, а фонд капремонта – осуществить запланированное. И нужно менять подход. Собираемые суммы – 6,3 рубля с квадратного метра – эффекта не дают. С другой стороны, на счетах фонда капремонта скопилось порядка 5 млрд рублей. Почему они не работают? Почему не бегают тысячи строителей, не меняют трубы, не кроют крыши?

– Существуют ли стандарты капремонта?

– Их отсутствие – одна из проблем. Например, отсутствие пандусов. Сложно их сделать? Да нет. В техническом задании должно быть прописано, чтобы старики, инвалиды, мамы с колясками могли ходить. Но людям говорят, что денег не хватает. На хорошее всегда не хватает. В итоге имеем вечнозеленые подъезды, изогнутые перила. Нужно уже перейти на нормальные стандарты: трубы должны быть металлопластиковые, краска определенной марки, окна – пластиковые в подъездах, крыши – скатные, на вводе в дом – приборы учета. Эти вещи должны быть отражены законодательно, чтобы человек был уверен, что через какое-то время он получит ремонт известного качества.

Пока же невозможно оценить капремонт, потому что он в каждом доме разный. Каждый орган местного самоуправления пишет свою смету, а каждый подрядчик выполняет ремонт по-своему.

Однако формат технического заказчика однозначно должен быть передан муниципалитету. Чтобы было кому проверить качество исполнения технического задания. Когда есть критерии, техническое задание и факт исполнения, уже можно идти дальше.

Есть ведь вопиющие примеры. На одном из двухэтажных зданий в области раскрыли крышу и оставили в зиму. Людей затопило. А из района пришла отписка: «Мы не могли закрыть крышу целлофаном, потому что мешала антенна». Только сейчас приступили к ремонту, прошел год. Но кто-нибудь пришел к людям, извинился, предложил квартиру отремонтировать? Говорят: иди судись. А с кем? Фонд капремонта выбрал подрядчика – он за него и должен отвечать. Или отдать функцию заказчика муниципалитету.




Партнеры