Будет ли в Нижнем Новгороде речной вокзал?

Обустройство Нижневолжской набережной снова в центре внимания

27 июля 2017 в 13:29, просмотров: 1152

Нижневолжская набережная в Нижнем Новгороде расчищена от тяжелых металлоконструкций прежней, неудавшейся стройки, работы по благоустройству начинаются, а малые прогулочные суда типа «Москва» уже используют причальную стенку, что ближе к Канавинскому мосту. Уровень воды в Волге этим летом благоволит речным путешествиям, позволяет швартоваться у здания речного вокзала, и там теплоходам уже становится тесно.

Будет ли в Нижнем Новгороде речной вокзал?
Фото Евгения Алексеева.

Напомним, в июне с АО «РУК» был заключен контракт на комплексное благоустройство, определен и подрядчик. Площадку на днях осмотрели губернатор Валерий Шанцев и глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов.

Стать крупнейшим волжским портом

Между тем комиссия по общественному контролю при Общественной палате Нижегородской области под председательством Александра Серикова, ознакомившись с проектом благоустройства, выдала целую гору замечаний и пожеланий. Как мелких, так и глобальных. Одно из самых серьезных – якобы Нижний Новгород в будущем (после строительства низконапорного гидроузла около Большого Козино. –Ред.) не сможет принимать большое количество судов, поскольку для заходящих к нам речных теплоходов и «круизеров» проектом не предусмотрены условия для обслуживания флота. С чем абсолютно и категорично не согласен замглавы администрации Нижнего Новгорода Анатолий Молев, о чем он и заявил на комитете по предпринимательству, торговле и туризму Заксобрания, где обсуждалась тема Нижневолжской набережной. Однако депутаты тоже считают, что Нижний Новгород должен по максимуму закладываться на то, чтобы стать крупнейшими волжскими воротами для всякого флота, и мелочей здесь быть не может.

Кстати, по данным общественников, в 2017 году планируется более 470 заходов судов в Нижний Новгород (больше, чем в 2016 году) с обслуживанием около 100 тысяч туристов. При этом предлагается рассчитать схему приема посетителей набережной из расчета до 400 тысяч человек в год и задать оптимальное место для причаливания пассажирских и круизных судов из расчета не менее 1000 судозаходов в год.

Итак, какие у общественников и ряда экспертов претензии к проекту по поводу организации приема речных судов и движения туристических потоков по территории набережной?

Сети выведут на причал

Причальная стенка – действительно сложный объект: он должен содержать в себе массу инженерии и коммуникаций. Как известно, стенка передана в собственность муниципалитета и город несет ответственность за ее обустройство. А как следует из заключения, подписанного руководителем судоходной компании «ГАМА» Дмитрием Галкиным, проектом не предусмотрено на причалах снабжение судов водой, сдача фекальных вод и сухого мусора, электроснабжение теплоходов, также отсутствуют билетные кассы.

«Мы встречались с руководством основной, эксплуатирующей причал судоходной компании “ВодоходЪ” и общественниками из комиссии, – заявил Анатолий Молев. – Обговорили все проблемные моменты. Технические вопросы, которые не будут решены на первом этапе, мы отработаем на втором. Пожелания пользователей будут учтены». (Надо отметить не все технологические задания отражены в проектной документации. – Ред.)

«Все коммуникации для судов, снабжение водой, электричеством, тэпэшки, распределительные сети будут размещены в нишах, все предусмотрено. “ВодоходЪ” считает, что проект позволит развиваться в Нижнем Новгороде речному туризму и набережной, как самостоятельной площадке. Нет опасений, что причальная стенка не позволит принимать возрастающее количество судов, – заверяет Молев. – Также все будет организовано с учетом большого пассажирского потока: пешеходные переходы, парковки – для автомобилей и туристических автобусов, прорабатываются вопросы устройства как бесплатной, так и платной стоянки. Предусмотрено три заезда для машин, обслуживающих суда и саму территорию: от катера “Герой”, выше у моста и напротив речного вокзала. Решена задача и “связующего пространства” между парковками и пешеходными зонами и переходами автодорог».

Ряд экспертов, бывшие сотрудники волжского речфлота, в своих отзывах считают, что проект благоустройства выполнен без учета обследования гидротехнических сооружений, изучения технологической схемы «пассажир – судно», не учитывается, что вскоре Нижнему Новгороду придется принимать новые типы судов (в том числе на подводных крыльях), строящиеся на верфях Астрахани, Нижнего Новгорода.

«Существующая причальная стенка рассчитана на подъем уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, ранее была выполнена подсыпка, поэтому для подхода судов использовались дебаркадеры или понтоны, что крайне осложняет процесс швартовки и создает неудобства для пассажиров, – сказано в заключении судоходной компании “ГАМА”. – С учетом отказа от подъема до 68-й отметки встает вопрос о дноуглубительных работах причального фронта Нижневолжской набережной. В Казани, Москве, Санкт-Петербурге, к примеру, суда швартуются прямо к береговым стенкам», – сообщает “ГАМА”, добавляя, что «…в 2017 году компания закладывает два инновационных судна проекта “Золотое кольцо” ПКС-180, поэтому причальный комплекс будет крайне востребован».

Действительно, сегодня теплоходы стоят уже в четыре ряда у единственного оборудованного причала, напротив речного вокзала, потому что больше некуда швартоваться, и это крайне неудобно.

«Сегодня суда швартуются к набережной напротив Чкаловской лестницы, – говорится в экспертной информации В. Н. Горина (строителя и бывшего мэра Нижнего Новгорода. – Ред.). – Эта набережная, по сути, является защитой канализационного коллектора, глубины там небольшие, и углубление невозможно».

Углубить нельзя

И, как выяснилось, с причальной стенкой все не так просто. После обследования стало известно, что на дно специально наваливали валуны.

«Как пояснили специалисты, круизные суда с большим водоизмещением не смогут причаливать непосредственно к самой стенке из-за глубин, – рассказывает замглавы администрации Нижнего Новгорода. – Когда ее устанавливали, дно специально было завалено валунами, чтобы обеспечить устойчивость стенки (создать давление) при подъеме Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки».

«Сегодня мы не можем обеспечить полноценную швартовку по всей стенке, потому что нет паспорта на данный объект с техническим заключением, – уточняет Анатолий Молев. – После окончания техобследования мы получим все документы, которые позволят разработать и утвердить паспорт».

Скейт-парк останется

И, как стало известно, у Нижневолжской набережной будет даже два этапа реконструкции, на что из казны дадут дополнительные средства. Если бюджет первого этапа определен в 408 млн рублей, то на второй, уже после ЧМ-2018, обещают выделить еще около 90 млн.

Первый этап, по словам Анатолия Молева, будет включать инженерные сети, ливневку, асфальт, брусчатку, ограждения, в том числе и причальной стенки, и небольшое озеленение. На втором этапе должна появиться вторая крупная концертная площадка в виде амфитеатра, которая будет располагаться ближе к Канавинскому мосту, подъемник для маломобильных групп населения (около здания речного вокзала). Паводковый причал будет приведен в порядок, также обещают устроить легендарный фонтан, которого не было в первоначальной презентации (но который хотели горожане. – Ред.), и сделать роскошные клумбы.

Катер «Герой» станет эпицентром основных массовых мероприятий на набережной, рядом разместится первая концертная площадка, здесь же – временные торговые точки.

И еще одна новость для спортивной молодежи: популярный скейт-парк, обосновавшийся на Нижневолжской набережной, рядом с канализационной станцией, с большой вероятностью останется на прежнем месте.

«Администрация города не планирует подвергать реконструкции эту территорию, скейт-парк не помешает благоустройству», – заявил замглавы администрации Нижнего Новгорода Анатолий Молев, отвечая на вопрос представителя прокуратуры в региональном парламенте Анжелики Яковлевой. При обсуждении проекта реконструкции набережной представитель прокуратуры поинтересовалась судьбой спортивной молодежной площадки, поскольку были обращения оставить там скейт-парк.

(Ранее, на этапе обсуждения градостроительных проектов, были планы убрать «экстремальные развлечения» с Нижневолжской набережной, которую хотели сделать спокойным местом для прогулок.)

Но вот общественники считают, что нужно предусмотреть круглогодичное использование набережной, устроить тут мультиплекс на 200–400 человек, спортплощадки, в том числе водно-моторные и парусные, а также дорожки для заливки зимой и катания на коньках, навесы, залы ожидания, туалеты, сувенирные киоски, пешеходные переходы, стоянки для туристического транспорта.

И здесь, в общем, нет предмета для споров, все временные сооружения (типа киосков, туалетов, торговых шатров) будут установлены. Администрация города ведет переговоры с собственником здания речного вокзала об аренде площадей для нужд гостей и туристов.

И еще одно революционное требование содержится в решении общественной комиссии: убрать из проекта (!) слова «Речной вокзал» и «ВОРП», поскольку после акционирования Волжского речного объединенного пароходства здание вокзала было приватизировано и там разместилось управление судоходной компании Волжского пароходства, а весь флот был передан ООО «ВодоходЪ» (Москва).

«В Нижнем Новгороде, столице Волги, нет речного вокзала», – говорится в резолюции комиссии. А вот фонтан и амфитеатр общественники считают необоснованными (нефункциональными) и предлагают изучить опыт устройства Кремлевской набережной в Казани.

«Красивые картинки набережной мы увидели, все хорошо, – подвел итог председатель комитета по развитию предпринимательства, торговли и туризма Заксобрания Александр Бочкарев. – Главное, чтобы ее не «загадили» (омрачили) какими-то убогими тонарами с развалами овощей и фруктов, и нужно обязательно предусмотреть бесплатные парковки, шатры с напитками, если туристам вдруг понравится ходить пешком от футбольного стадиона через “мостик” на другую сторону реки, чтобы они сразу попадали на пешеходную зону набережной».






Партнеры