В каком направлении строить нижегородскую подземку, решат в Москве

Снова с высокой трибуны сказали, что после 2018 года метро будут строить от «Горьковской» к «Сенной площади». Снова жители Нижегородского района и студенты политеха радуются и лайкают эту новость в соцсетях, а сормовичи ворчат. И так мы все обсуждаем эту тему, как будто от нас здесь что-то зависит.

В каком направлении строить нижегородскую подземку, решат в Москве
Иван Юдинцев, политолог

Строительство метро – это тот самый сюжет, который хорошо иллюстрирует абсурдность нынешней системы распределения финансов через Москву. В брежневские годы так распределяли любой дефицит, включая продукты питания. Из города Горького в Москву ездили не только за колбасой, но и за шоколадными конфетами Сормовской кондитерской фабрики. Теперь с товарами народного потребления ситуация изменилась, и приходится агитировать покупать нижегородское. Зато львиная доля налогов уходит в Москву, чтобы чиновники федеральных министерств и ведомств решали, кому сколько денег вернуть и на что на местах эти деньги могут потратить. Причем решают зачастую на основе не самой достоверной информации, пропущенной через несколько испорченных телефонов. Да и критериями руководствуются не совсем теми, которые стали бы главными при принятии решения на месте.

Мы-то спорим, кому метро нужнее: в каком микрорайоне больше народу живет, где больше предприятий и вузов сосредоточено, откуда сегодня труднее уехать утром – по факту, а не по отчетам перевозчиков. А на федеральном уровне исходят из требований FIFA, как в случае с решением о строительстве метро на Стрелке. И у них там своя правда. Потому что решение о проведении чемпионата мира в России тоже не единогласным было, и представителям нашего заявочного комитета довелось провести отнюдь не простые переговоры и принять определенные обязательства. Понятно, что к обоснованию выделения финансирования на строительство метро в направлении стадиона прилагаются пачки бумаг, доказывающих востребованность новой станции именно в этом районе. Но дело в том, что если бы решили дать федеральных денег на строительство Сормовской ветки, то обоснования были бы не менее весомыми. И в пользу Щербинок нашлись бы убедительные аргументы – статистические, логистические и социально-экономические.

Метро нужно всему городу. Нужно как воздух. Точнее – как кровеносные сосуды, по которым и доставляется кислород. И мы уже настолько отстали от реальностей ежедневной миграции (именно так на научном языке называются ежедневные поездки почти миллиона человек на работу-учебу и обратно), что практически в любом микрорайоне можно хоть сейчас строить станцию, которая будет соответствовать критериям востребованности, используемым в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому выбирать приходится первоочередное среди очень нужного, и решение в итоге принимается по другим критериям.

А нам приходится подстраиваться под федеральный центр, чтобы получить хотя бы одну новую станцию на одной ветке. Своих денег нет, за бюджетной колбасой приходится ехать в Москву, и тут уже, в общем-то, все равно, дадут нам денег на строительство метро под чемпионат мира по футболу или под какой-то другой случай – лишь бы дали, только бы строить.

Вот и получается заговор всех со всеми при полном понимании с полунамека. Региональное и городское начальство говорит с трибуны, что, мол, продолжается подготовка к чемпионату мира, в частности метро строим и Молодежный проспект реконструируем. Но – и тут начальство смотрит нам в глаза, прося о понимании, – чемпионат пройдет, а метро останется, и горожане смогут им пользоваться себе на благо. А мы в ответ понимающе киваем и благословляем начальство говорить любые слова, развешивать любые растяжки с логотипами и танцевать в обнимку с талисманами, – только бы под это дали федеральных денег на строительство следующей станции. А уж мы расстараемся – даже вестибюль станции в спортивном стиле оформим, и чтоб никто не догадался, что эта песня о метро, а не о мировом футболе.

Порочность нынешней системы отправки налоговых миллиардов в Москву и выклянчивания целевого финансирования нужных городу проектов очевидна. Если так дальше пойдет, то потомки будут показывать макеты наших городов и пояснять, что развитие российских мегаполисов в XXI веке шло вокруг федеральных объектов, таких как стадион, к которым сразу же строились и подземка, и нормальная автодорога, и много чего ещё полезного за федеральные деньги.

Это, конечно, шутка. А если серьезно, то в обозримом будущем правила бюджетной игры вряд ли существенно изменятся. Так что сожмем кулачки за наших федеральных лоббистов и научим детей, что ради метро любое дело – хорошее и нужное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: О, спорт, ты – метро!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру