– Олег Валентинович, вы уже полтора года не глава Нижнего Новгорода. Не скучаете по МСУ?
– Сегодняшняя моя депутатская деятельность в Законодательном собрании связана с местным самоуправлением непосредственно, поэтому вряд ли стоит говорить о ностальгии. Опыт, который я получил, руководя Нижним Новгородом, останется в моей памяти навсегда.
Другое дело, что каждому жизненному этапу соответствуют свои вехи, свои акценты. Да и ситуация меняется – и в экономике, и в стране в целом. Сегодняшняя политика стала, на мой взгляд, на уровне местного самоуправления гораздо сложнее. К сожалению, политическая машина утяжеляется.
– В чем это заключается?
– Стало больше зарегулированности. В политике всегда были писаные правила (это законы) и неписаные. В 2005 году писаные правила составляли 80–90 процентов общественной жизни. Сегодня, думаю, эта доля меньше половины, что серьезно связывает развитие на местах.
Сегодня центр тяжести при принятии даже самых простых, казалось бы, для управленцев определенного муниципального уровня решений поднимается все выше – он перешел уже даже за линию губернатора. Эффективность управления даже такими крупными городами, как Нижний Новгород, снижается из-за централизации до такой степени, что говорить о каком-то развитии местного самоуправления на сегодняшний день не приходится.
Такая модель развития имеет право на жизнь и может привести страну к успеху. Это доказывает пример того же Китая. Но тогда надо четко обозначить, какой путь мы выбираем.
– В Китае это было сделано?
– Да, там кроме внутриполитических ориентиров были намечены еще и экономические показатели. Любой китаец скажет: «Мы хорошо понимали, что и почему происходило и куда мы идем. И до сих пор это понимаем». Экономика их страны растет колоссальными темпами, она стала сверхдержавой практически по всем направлениям, по которым были поставлены задачи.
– Как вы оцениваете ситуацию в Нижнем Новгороде? Смогли ли нынешние городские власти воспользоваться ресурсом «городского лобби» в Заксобрании?
– В городе все ветви власти работают спокойно, слаженно. Политическая культура в Нижнем Новгороде находится на высоком уровне. На совещаниях ругаются крепко – я присутствовал на некоторых, – но политическая культура позволяет все вопросы решать внутри, с использованием существующих на сегодняшний день рабочих механизмов.
Городская Дума достаточно консолидирована. Она понимает, что в рамках принятого бюджета можно сделать лучше, а что вряд ли получится. В этой части мандат доверия у городской администрации от депутатов есть. Все ждут результатов 2017 года – как будут реализованы все основные стройки, намеченные серьезные реформы. В первую очередь это реформа общественного транспорта. Она идет тяжело, но если будет реализована, это почувствует каждый нижегородец.
Возобновлены важнейшие стройки. Реконструкция театра «Вера», Нижневолжская набережная, новые школы, детские дошкольные учреждения – все вновь появилось в планах развития города. И это большой стимул для депутатов Законодательного собрания, которые добивались принятия этих решений. Они четко понимают, зачем шли в региональный парламент и что у них получается. Приятно и то, что эти цели и задачи принимаются как правильные и нашими избирателями, и нашими коллегами из городской Думы, из городской администрации, да и из правительства – они ведь тоже живут большей частью в Нижнем Новгороде.
Все эти процессы накладываются на очень важное событие – чемпионат мира. Наряду со знаковыми стройками одним из приоритетов являются дороги. В этом году мы рассчитываем, что в Нижнем Новгороде пройдет очень серьезная ремонтная кампания. Главное, что она стартовала в срок. Все хорошо понимают, что если делать дороги в теплый период, то конкурсы должны пройти в феврале-марте, а не в мае-июне-июле, как это обычно у нас бывало. Эта перестройка сложившихся процессов – очень важный момент.
– А какая проблема, на ваш взгляд, является сегодня самой острой для области и ее жителей?
– Сегодня на первый план выходит работа фонда капремонта. Огромные средства аккумулированы на его счетах. Это деньги жителей, наших избирателей. И они совершенно справедливо говорят, что «в какой бы форме с нас деньги ни собирали, они все равно не работают». Людей подталкивают к тому, чтобы не платить. А это путь к коммунальной катастрофе. Как только количество неплательщиков превысит определенную планку, вернуться в нормальное русло будет тяжело. Поэтому 2017 год очень важен – сможет ли этот фонд заработать так, как он должен. Создать механизм работы этих средств на людей не так сложно, как нам это пытаются представить.
– В нынешнем созыве Заксобрания много профессионалов, в том числе с опытом работы в органах местного самоуправления, руководства районами и городом. Используется ли их опыт и удаётся ли что-то изменить?
– Профессионалов в Законодательном собрании было много и в прежних созывах. Проблема в том, что им не давали возможности проявлять в деле свой профессионализм. Они всё понимали, но не имели возможности участвовать в выработке правильных решений или хотя бы оценивать принимаемые решения. Нынешнее Законодательное собрание отличается очень сильно. Даже те профессионалы, которые перешли в парламент из предыдущего созыва, ведут себя немножко иначе.
Я не жалею о том, что стал депутатом Законодательного собрания, поскольку это позволяет мне чувствовать себя полезным своему избирателю. И я не отделяю интересы города от интересов своего избирательного округа, потому что не может быть хорошо на отдельно взятой территории.
– А как соотносятся интересы города и области?
– Город должен развиваться сбалансированно с регионом. Нижний Новгород не только политическая, но и экономическая столица с огромным потенциалом. И инвестиции в развитие этого потенциала необходимы, но они должны носить разумный характер в силу их ограниченности.
Я думаю, что Нижнему будет предоставлен отличный шанс, когда проект высокоскоростной магистрали все-таки будет реализован. Это откроет ворота для развития самых разных направлений бизнеса, где важна логистика. Полтора часа между Москвой и Нижним Новгородом – это другой темп жизни, другие возможности и огромная экономия ресурса для тех компаний, которые могут себе позволить эту разницу в полтора часа. Ведь расходы на ведение бизнеса в столице в разы отличаются от нижегородских.
Но чтобы эти компании приняли решение о передислокации в Нижний Новгород, должна существовать какая-то социальная и культурная инфраструктура. Власти Москвы очень разумно подходят к формированию среды, понимая, что она привязывает человека гораздо сильнее заработной платы. Это очень мощный аргумент, который позаимствовали на Западе. Человек предпочтет такое место любому другому, где он получит большие деньги при отсутствии возможности сходить в театр, в музей, прогуляться.
Помимо краткосрочных целей надо думать и о дне завтрашнем. Театр «Вера», набережная очень хорошо вписываются в развитие этой концепции.
Следующая волна должна затронуть парки, места отдыха горожан. ФОК – это хорошо. Но парк вместит одновременно гораздо больше людей, и не факт, что они получат меньше удовольствия. А временной лаг работы и расходы на эксплуатацию на порядок ниже, чем при эксплуатации ФОКа.
Каждый потраченный рубль должен давать какую-то бюджетную отдачу, пусть даже и немножко отложенную. Мы и мосты должны строить в тех направлениях, где развивается мощная экономика, а не дачное строительство. Тогда они принесут новые налоги. То же касается и дорог, и газопроводов.
Нижегородской области важно прожить ближайшую пятилетку в режиме развития приоритетных направлений. Просто не получится стать лидерами сразу и по свекле, и по высоким технологиям.
– Кто должен сделать этот выбор?
– Выбор не может принадлежать одному человеку. Решать должна система из исполнительных, законодательных, представительных органов власти, общественных организаций и всего остального. Должен быть некий путь.
– Вы говорили в прошлом интервью, что к 800-летию Нижнего Новгорода должна произойти консолидация всех властей. Вы сейчас из Заксобрания видите, что она происходит?
– С одной стороны, она происходит, с другой стороны, всегда есть люди, силы, интересы, группы, которым это не нужно. Отдельные категории политиков формулу «разделяй и властвуй» готовы использовать как главный девиз своей жизни. Но надо понимать, к чему в конце должна привести та или иная формула власти.
Сегодня поражаешься неэффективности работы отдельно взятых государственных институтов. У нас до сих пор засилье нелегального оборота алкоголя. Бюджет несет огромные потери, гибнут люди, но этот рынок существует, и только по той причине, что ведомства, ответственные за это, заинтересованы в его существовании. То же можно сказать и о других источниках социальных проблем.
А что сделали у нас с банками? Огромное количество банков превратилось в бизнес по обману вкладчиков. Долгие годы на все это любовались, сейчас взялись расчищать.
А обманутые дольщики? Нигде их нет, кроме как в России. Почему нельзя создать закон, который на сто процентов исключит возможность обмана при долевом строительстве? Экономические пирамиды стали основой для многих видов бизнеса.
Почему я говорю, что только здоровая экономика способна все эти пороки победить? Потому что тогда государство имеет необходимый ресурс, средства и силы, тогда ему самому выгодно удерживать экономику в русле закона.
– Вы говорили, что в области должна быть система, которая будет принимать нормальные решения, расставлять приоритеты… Сейчас ситуация такая – главная новость: «Кто из начальников поехал в Москву и какие решения он оттуда привез». А главный вопрос у тех, кто должен принимать решения: «Кому позвоним?» Как вы оцениваете политические процессы, которые идут в области, и уровень комфортности ведения бизнеса?
– В регионах, где успешно развивается бизнес, свобода принятия решений всех уровней выше. Казань, Краснодарский край – там бизнес понимает, что не нужно за решением вопросов ехать в Москву, они его решат со своими региональными властями. Если экономическое сообщество что-то предлагает и все понимают, что это принесет пользу региону, то это может материализоваться.
Невозможно создать промышленный парк, такой, как создан в Татарстане, без поддержки промышленников внутри региона. Ты можешь протащить сети, построить заборы, а что толку? Да, именно так создавался технопарк у нас – без понимания, для кого он создается. Сперва создали, потом бросили клич: «Приходи!»
Мы должны понимать, кто будет резидентом, с каждым проговорить, понять, что кому нужно, обменяться взаимными гарантиями: мы тебе трубу – ты нам налоги, мы тебе электричество – ты нам рабочие места.
– В нижегородском бизнесе те, кто соблюдает писаные правила, очень часто проигрывают тем, кто находится в теневом секторе.
– Вы правы. Неслучайно на мартовском и апрельском заседаниях Законодательного собрания задавался вопрос: «А сколько проверок легального бизнеса закончилось каким-то результатом?» Масштаб этой проблемы никто показывать не хочет. Создается ощущение, что он катастрофический.
Сегодня цифры оборота розничной торговли равны объему выплат заработных плат в области. Это значит, что люди все тратят и не платят больше ничего – ни за коммунальные, ни за медицинские, ни за какие другие виды услуг. Это показывает объемы теневого оборота.
Тот, кто платит налоги, уже не заплатит проверяющему. А тот, кто не платит, платит проверяющим. Получается, проверяющие сами себя кастрируют. Не хотят они что-то менять в этой ситуации.
– Допустим, построят ВСМ, приедут к нам москвичи, увидят рынок на Заречной, «Народный», Канавинский… Сколько раз говорилось, что все эти уличные ряды нужно убирать. Это такое же печальное наследие, как и разваливающиеся маршрутки.
– Иногда просто между делом хочется на примере той же «Жар-Птицы» показать, что нормальный рынок – это нормальный бизнес. Этот рынок лишил огромного количества доходов все виды проверяющих, которые роятся вокруг любого другого рынка. И до тех пор пока эта система остается, ни один рынок не закроется – они все генерируют доходы заинтересованных лиц.
Пока власть не примет политических решений, порочные сектора так и будут поддерживать эту систему. А как только власть начнет наводить в этих сферах порядок, начнутся проблемы у власти. Это касается и рынков, и перевозчиков, и всех остальных отраслей, генерирующих огромные теневые обороты средств.
– Будет ли у нас когда-нибудь это светлое будущее?
– Надеюсь. Сегодня внутри государства функционирует еще одно государство, это очевидно. Имея большой опыт работы в бизнесе и во власти, я понимаю, что это государство существует – мощное, хорошо организованное, со всеми своими писаными и неписаными правилами, и оно занимает очень серьезные позиции в экономике крупных городов.
– Невесело как-то.
– Надо двигаться вперед, у государства нет другого пути. И события последнего года меня заставляют думать, что президент очень хорошо понимает, в каких регионах эти пороки уже переросли все мыслимые и немыслимые пределы. И это зависит не только от того, берет ли какое-то высокое должностное лицо взятку или не берет. Сами масштабы теневой экономики свидетельствуют о том, что в регионе все идёт вразнос. Это, как я понимаю, является одним из основных аргументов смены региональной власти. Сегодня масштаб параллельного государства уже является угрозой национальной безопасности. Вооруженными силами с этим не поборешься – с внутренней агрессией нужно задействовать другие механизмы. И работа этих механизмов, на мой взгляд, за последний год становится заметна.
Поэтому можно, конечно, говорить о безрадужности нынешней ситуации, но я вижу перспективу исправления положения дел. Отставки некоторых должностных лиц, с учетом запущенности ситуации в конкретных регионах, связаны не только с отдельно взятой коррупцией отдельно взятых руководителей, а с масштабами влияния теневой экономики на развитие региона.
В Нижегородской области тоже в этом плане далеко не все хорошо. Надо это лечить. Но, повторюсь, никому не под силу в одиночку исправить ситуацию в регионе.