Такого капремонта нижегородцам не надо

Фонду предложили делиться полномочиями и деньгами с муниципалитетами

5 апреля 2017 в 13:50, просмотров: 1666

«Программа капремонта в Нижегородской области провалена», – констатировали члены комитета по градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК Заксобрания, который в начале 2017 года провел мониторинг выполнения региональным оператором краткосрочных планов за 2014–2016 годы.

Такого капремонта нижегородцам не надо
Фото: Евгений Алексеев

Недоремонтировали

По данным домоуправляющих компаний и самого Фонда капремонта, в 2016 году в регионе планировалось отремонтировать 1042 многоквартирных дома (МКД) на сумму 2,65 млрд рублей, в том числе в 197 МКД установить лифтовое оборудование, в 845 МКД – другие работы.

Однако выяснилось, что акты ввода в эксплуатацию подписаны только по 10% домов. В работе находятся еще 35% домов (на 25 января 2017 года). На середину марта по факту установлены только 58 лифтов (из 618 подъемников), а в 546 домах работы завершены, но принято домов только 114.

То есть 8% от плана.

Неплохо Фонд только собирает платежи с населения и собственников – 73%. На счетах регоператора в казначействе скопилось 4 млрд рублей. Средства не освоены из-за недовыполнения программ и «лежат» под нулевой ставкой.

Провал ремонтной кампании признает даже новый руководитель Фонда капремонта многоквартирных домов Нижегородской области Владимир Челомин (он сменил Сергея Протасова). Но, по его мнению, это случилось из-за плохой организации работы, из-за отсутствия взаимопонимания между фондом, муниципалитетами и ДУКами. Затяжки с прохождением документов приводили к тому, что значительная часть ремонтов проводилась зимой. А еще – подвели подрядчики, недобросовестных много оказалось. Теперь стройорганизации будут тщательно отбирать.

Работа затормозилась и по причине большого количества запросов от правоохранительных органов и депутатов, утверждает Челомин. В фонде, по его словам, уже больше месяца работает «бригада» прокуроров, более 10 человек по разным направлениям.

«Но все трудности преодолимы, – считает новый руководитель фонда. – Будет подготовлена новая структура регоператора, увеличено количество людей на контроле и приемке выполненных работ». (Кстати, на функционирование Фонда областной бюджет потратил 200 миллионов рублей за год. – Ред.)

«С учетом переходящего остатка и плана 2017 года нам предстоит отремонтировать порядка 1500–1700 домов в этом году, чтобы уже со следующего, 2018 года войти в стабильный график и выполнять все сезонные работы только в теплое время года. Мы понимаем, как и что необходимо сделать для того, чтобы осилить эти объемы, и уверены, что с помощью подрядчиков, домоуправляющих компаний, представителей районных администраций, общественников, жителей справимся с этой задачей», – не теряет оптимизма Владимир Челомин.

Убрать системные ошибки

Однако депутаты под руководством председателя комитета по ТЭК, ЖКХ и градостроительству Олега Шавина посчитали, что нужно системно исправлять системные провалы, начиная от формирования долгосрочной и краткосрочной программ капремонта.

Законодательство запрещает переносить сроки ремонта домов за пределы периода реализации пятилетней программы капремонта. То есть по ее итогам в 2018 году жители «недоремонтированных» домов вправе будут обратиться в суд с требованием выполнить запланированные работы, отметили в комитете.

«Регоператор, очевидно, не сможет выполнить весь объем работ. Через два года эти миллиарды на счетах в казначействе станут миллионами. Стройматериалы растут в цене! – возмущается депутат Владислав Егоров. – И нам придется через суд еще возмещать жителям “недоремонт”. Проблема – уже на уровне формирования программ и контроля за их выполнением, вся цепочка провалена».

«Мы приходим к жителям и спрашиваем, какие работы по дому вам были нужны, нам говорят: система отопления. Вместо этого делают фасад. И контроля за приемкой работ никакого. Три ступеньки крыльца подрядчики построили за 500 тысяч рублей. А в Приокском районе Нижнего Новгорода девять крыш сделали, и все девять потекли» – констатирует Егоров.

Как уже писал «МК в Нижнем», муниципалитеты и ДУКи выпали из цепочки. Законодательно в регионе не определено, кто устанавливает необходимость проведения капремонта, его объемы в конкретном доме, кто вносит исправления в план, – и это ключевое положение, по мнению прокуратуры, способно провалить не только программу, но и доверие к власти. Нет порядка формирования нормальной актуализированной программы капремонта и нет порядка по контролю за деятельностью регоператора даже со стороны исполнительной власти, указывает прокуратура. В суде ведомство требовало урегулировать ситуацию, приняв соответствующий областной закон, если и передавать муниципалитетам полномочия по капремонту, то вместе с финансированием. Сейчас ДУКи и муниципалитеты не обязаны ходить и обследовать МКД и не заинтересованы в этом, потому что работы должны оплачиваться. А у фонда нет возможности оперативно проверить, что там с домом.

Надзорное ведомство также предлагает установить ответственность регоператора, подрядчиков и должностных лиц.

А ведь недовольство у жителей, да и у властей, ДУКов копится. Кстати, на спецсчета из «общего котла» перешли более 330 домов и еще собираются порядка 130.

«К нам приносят даже не проекты, а бумажки, по которым просят сделать замечания, – говорит Владимир Аношкин, депутат Думы Нижнего Новгорода, один руководителей домоуправляющей компании Автозаводского района, – и зачастую приходится все переделывать. Тратить собственные ресурсы, время».

«ДУКи нам плохо помогают, даже в дома иногда без них трудно войти», – жалуются представители фонда.

«Изначально в схеме капремонта не заложено никакой заинтересованности ни ДУКов, ни муниципалитетов, – уверен депутат Владимир Солдатенков, экс-глава Автозаводского района. – Нам приходится с жителями общаться, объяснять, оправдываться».

«Проекты по теплоснабжению почему-то не согласовываются с ресурсниками, хотя всю жизнь согласовывались, – рассказывает другой жилищник, депутат Николай Шумилков, – не учитываются последние изменения в СНиПах. Сейчас температура в квартире должна быть 20–22 градуса, требования по теплоизоляции другие! Я направил два письма по этим вопросам в фонд. Это не только по Нижнему проблема – по всей области, а, оказывается, ДУКи виноваты, что не согласовывают или мешают. ДУКи часто оказываются вообще не в курсе того, что, когда и кто будет делать по конкретному дому».

Прольет или заморозит?

Какие вопиющие факты выявили мониторинг и прокуратура (на конец января 2017 года)?

Например, в Балахне в шесть многоквартирных домах, ремонт которых должен быть завершен до 28 октября 2016 года, на момент проверки подрядчики вообще не заходили. По Московскому району Нижнего Новгорода в 15 домах нарушены сроки.

При этом срыв по срокам ремонта отопления и кровли критический для жителей, а таких фактов масса, в Ленинском, Сормовском, Канавинском районах Нижнего Новгорода, в Ардатове, Сергаче, Дальнем Константинове.

Зачастую представители фонда подписывали акты выполненных работ, когда те фактически не были сделаны, в домах по пр. Дзержинского в городе химиков, по Малому Ямскому переулку в Нижнем Новгороде. Нормальный механизм контроля за качеством, сроками работ и подрядчиками, по мнению прокуроров, просто отсутствует, права жителей не защищены.

Некая организация «Владимирреставрация» заключила договор по 20 домам, в том числе на Бору, а потом выяснилось, что подрядчик находится в стадии банкротства.

Деньги по «мелочам» – 300 тысяч, 100 тысяч рублей – уплывают в карманы многочисленных нанятых стройорганизаций из-за завышения объемов работ.

Сизифов труд

При этом до 15 июля 2017 года Фонд капремонта собирается завершить, принять и оплатить все работы, перешедшие из ремонтной программы 2015–2016 годов.

«Вы же не сможете все это освоить! И еще хотите взвалить всю ответственность на себя? – недоумевает вице-спикер Олег Сорокин. – Сделали систему отопления, а люди мерзнут, сделали крышу, а она течет. Невозможно такие объемы сделать без помощи муниципалитетов и ДУКов. Контролировать работу на 1,5 тысячи объектов из Нижнего Новгорода в радиусе 400 километров – голова взорвется у любого. Надо делегировать полномочия на места».

Вопрос упирается в простой сюжет – финансирование.

Представители Нижнего Новгорода предлагают создать регоператор № 2 для капремонта только на территории областного центра. По закону это возможно, но нужно разделить средства фонда. Это просто: деньги «окрашены», в другой муниципалитет платежи не попадают.

В Нижнем Новгороде собирается примерно 40% средств на капремонт, их надо будет передать регоператору № 2 для организации капремонта.

Но Владимир Челомин рассчитывает, что муниципалитеты по доброй воле включатся в процесс и просто возьмут на себя часть полномочий — функции технического заказчика. Семь таких соглашений с МСУ уже подписано. Но это небольшие города и районы, там на капремонт поставлены единицы домов, а в Нижнем – сотни объектов, поэтому привлекать муниципалитеты и ДУКи без финансирования этих полномочий не получится. Техзаказчик – это не «про деньги».

«Конечно, вопрос упирается в финансирование, – говорит Аношкин. – Подкрепите полномочия деньгами, и мы сделаем эти работы».

Кстати, как рассказали в комитете ЖКХ, администрация г. о. Семенов сообщила, во что обошлось им выполнение функций техзаказчика, сколько трудозатрат потребовалось. При больших объемах безвозмездно такие работы никто не будет выполнять.

Руководитель Фонда капремонта МКД Владимир Челомин сообщил, что 4 апреля намерен провести большое совещание с участием представителей Нижнего Новгорода.






Партнеры