Кто гарантирует нижегородцам качество лечения

На бумаге у «страховой медицины» все хорошо

Во время, казалось бы, традиционного отчета главы территориального ФОМС на заседании облправительства 21 марта губернатор Валерий Шанцев особенно детально интересовался работой Фонда обязательного медицинского страхования.

На бумаге у «страховой медицины» все хорошо

Показатели выполнены

Главной темой обсуждения было исполнение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Нижегородской области медицинской помощи в 2016 году. Директор территориального ФОМС Светлана Малышева выступила с докладом.

По ее данным, сумма субвенции Федерального фонда ОМС на выполнение территориальной программы в прошлом году составила 27,8 млрд рублей.

«Это выше, чем в 2015 году, на 2,3%. Все средства направлены в медицинские организации области, включая пять федеральных и 89 медицинских организаций негосударственной формы собственности, – сообщила глава фонда. – Объем средств, направленных в 2016 году на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), составил 1,6 млрд рублей, это на 33% больше, чем в 2015 году.

Территориальная программа ОМС по Нижегородской области в 2016 году реализована в полном объеме. Соглашение, подписанное губернатором с Минздравом России и федеральным фондом ОМС, выполнено».

Однако рост федеральных субвенций ФОМС всего в 2% (на территориальную программу) губернатора не устроил.

При этом есть предыстория вопроса: в конце февраля 2017 года на заседании регионального парламента стало известно, что доходы бюджета территориального ФОМС по Нижегородской области на 2017 год снижены на 5% от первоначальных. Бюджет ФОМС скорректировали в связи с уточнением остатков средств на счетах на конец 2016 года, то есть на 2017 год доходы составят 29,6 млрд рублей, снизятся на 1,5 млрд рублей (или на 4,8% от первоначального бюджета), расходы – 29 млрд рублей (минус 1,3 млрд рублей), дефицит – 130 млн рублей.

«Это однозначно потеря денег. Вначале нам федералы обещали индексацию больше, чем инфляция, но в итоге оставили согласно прогнозируемой, – говорил тогда Александр Шаронов, председатель комитета по бюджету и налогам Заксобрания. – Фонд медицинского страхования формируется по нормативам, которые задает федеральный центр. Когда мы рассчитывали бюджет ТФОМС осенью 2016 года, мы имели определенные установки федерального фонда, которые в последний момент были изменены. Сейчас нам довели поправочные коэффициенты, поставили перед фактом, и мы обязаны отразить ситуацию у себя».

Экономия до добра не доведет

И возвращаясь к заседанию правительства: губернатор с пристрастием интересовался, как фонд сумеет уложиться в бюджет и не ухудшить качество медпомощи. Потому что темп роста расходных обязательств ниже темпа инфляции, при этом зарплата медиков выросла на 12%, питание тоже выросло, транспортные расходы – аналогично, и не на 2%. Значит, где-то был заложен большой жирок?

По словам Малышевой, на качестве медпомощи и на зарплате медиков это несоответствие никак не скажется, хотя доля фонда в оплате труда медиков (ФОТ) достигает 80%.

«Нам хватит средств, чтобы выполнить показатели, – считает она. – Мы оптимизировали расходы в системе, на текущее содержание, на площади. Весь год работали над тем, как эффективней закупать медикаменты».

«Нужно плотнее работать с бюджетами, потому что, очевидно, существует разбалансировка, есть предел в этой системе, ниже которого экономить нельзя», – предупредил Шанцев.

Замгубернатора Дмитрий Сватковский при этом хотел что-то уточнить, однако глава региона не предоставил ему слова.

По словам Малышевой, случаев, когда фонд отказался бы финансировать лечебные учреждения, медицинские компании (которые работают по полису ОМС) по причине ненадлежащего, плохого лечения или неисполнения медицинских услуг, крайне мало.

Один из приведенных ею примеров, когда в Сормовском районе одна из стоматологических клиник «осуществляла приписки», и это было выявлено страховыми компаниями. Дело рассматривается в районном суде.

«Вы хотите сказать, что у нас вся система “чистая”, все работы выполняются в полном объеме и всеми – больницами, поликлиниками, дневными стационарами?» – уточнил губернатор.

«Весь объем работ мы, конечно, проверить не можем, – отметила Малышева. – Мы выборочно исследуем только 5–8% реестров, которые предъявлены на оплату амбулаториями и стационарами. Есть случаи оказания некачественной медпомощи, с ними работают страховые компании, и мы на координационном совете рассматриваем. У нас в основном все вопросы решаются в досудебном порядке. Что касается качества лечения граждан, то тут на страже стоят страховые, которые должны обеспечивать защиту. Заключения дают независимые эксперты качества, включенные в федеральный список».

«Страховая модель – это когда у гражданина есть договор и он его может предъявить в суд в случае некачественного лечения», – настаивал губернатор.

«У гражданина со страховой компанией договора нет. Есть только полис».

«Полис – это пропуск в поликлинику. А в суде что?»

В общем, губернатор попросил фонд предоставить облправительству статистику, сколько жалоб граждан находится в суде, сколько – урегулировано до суда.

«В целом жалоб на систему от людей очень много, – отметил глава региона. – Поэтому ситуация, что все хорошо, случаев некачественного лечения нет, деньги пришли, деньги ушли, – она не подтверждается. По практике моих встреч с жителями, как только начинаешь про медицину говорить – сразу возникает напряжение. Причем не только со стороны тех, кого лечат, но и тех, кто лечит. И по части зарплаты, которая в целом по области вроде бы повысилась, а в конкретной больнице она, говорят, не такая».

«Надо требовать, чтобы и федеральный бюджет, и мы (регион. – Ред.) на госпрограмму бесплатной медпомощи давали те средства, которые необходимы, и не снижали бюджет ФОМСа, – сказал Шанцев. – Поговорим об этом, когда будем верстать бюджет. Меня беспокоит некое благодушие, что все работы финансируются, все показатели выполняются, никто за качество не судится, – даже наши проверки показывают, что не все так гладко. А качество обслуживания в поликлиниках таково, что оно приближается к качеству обслуживания в ЖКХ! И социологические обследования это показывают».

«Надо смотреть, что не устраивает людей, – призвал губернатор собравшихся начальников. – а это прежде всего плохая организация, большие очереди, хождение по кабинетам, нет гардеробов, стульев – все это напрягает людей».

Лечитесь ВМП

Вместе с тем нельзя не отметить в Нижегородской области большие сдвиги по части высокотехнологичной медицинской помощи.

«В прошлом году в регионе зафиксировано 21 515 случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи, что в 1,7 раза больше 2013 года, – рассказала министр здравоохранения региона Ирина Переслегина. – Увеличение ВМП обусловлено увеличением как объемов, так и количества медицинских организаций, способных оказывать такой вид медпомощи. В 2016 году с 14 до 17 увеличилось количество организаций, оказывающих ВМП: добавились Дзержинский перинатальный центр, городская клиническая больница № 33 Ленинского района, клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства в Сарове».

Кроме того, в 2016 году получили лицензию на высокотехнологичную медицинскую помощь еще пять учреждений: городская клиническая больница № 40 Автозаводского района, родильный дом № 4 Ленинского района, городская клиническая больница № 30 Московского района, городская больница № 35 Советского района, Павловская центральная районная больница.

«В Нижегородском областном онкологическом диспансере применяется метод стереотаксического радиохирургического лечения опухолей головного мозга – “Кибернож”. В городской клинической больнице № 33 Нижнего Новгорода продолжено совершенствование методик лечения диабетической стопы. В 2016 году в Нижегородской области проведено 905 процедур экстракорпорального оплодотворения за счет средств обязательного медицинского страхования. Эффективность процедуры составила 36,7%, что выше среднего показателя по стране, который равен 33–34%», – сообщила Ирина Переслегина.

«Я вспоминаю, что десять лет назад мы были вынуждены отправлять нижегородцев на стентирование в другие города. В 2016 году наш кардиоцентр сделал более трех тысяч экстренных стентирований – это в 2,7 раза больше по сравнению с 2013 годом, – заявил по итогам выступления министра Валерий Шанцев. – Необходимо этот “медицинский кулак” наращивать, чтобы каждый житель мог быть твердо уверенным, что при любой степени тяжести заболевания он получит в наших медицинских учреждениях своевременную и адекватную помощь», – заявил губернатор.

По объему высокотехнологичной помощи Нижегородская область занимает в ПФО четвертое место.

В рамках территориальной программы ОМС в 2016 году было оплачено 12 443 случая высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе оказанной нижегородцам как в медицинских организациях Нижегородской области, так и за ее пределами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру