Обеспеченные люди требуют бесплатной помощи и уравниловки

Наш земляк Лобачевский опроверг принципы евклидовой геометрии. Оно и понятно: у нас невооруженным глазом видно, что параллельные трамвайные рельсы не такие уж и параллельные, а противоположные стены комнат сближаются к потолку. Так что классические теории в нашем городе не выдерживают столкновения с суровой эмпирикой.

Обеспеченные люди требуют бесплатной помощи и уравниловки
Иван Юдинцев, политолог

Взять хотя бы теорию среднего класса. Старик Аристотель растолковал внимавшим грекам, что люди среднего достатка дают социальную стабильность. Они не мечтают отнять имущество у богатых, поскольку им есть, что терять, и они достаточно самостоятельны, чтобы стремиться зарабатывать, а не воевать с соседями. Последователи великого грека добавили, что люди, которые умеют зарабатывать, хотят от государства только одного: чтобы Левиафан их не трогал. Принцип «Вы нам не мешайте, а мы уж тут сами как-нибудь» с подачи Макса Вебера выражает «дух капитализма».

В современном обществе считается нормальным, что люди бедные ведут себя несамостоятельно, ждут от государства помощи и защиты, а при случае требуют отнять и поделить. Средний же класс к патернализму не склонен и заработать ему проще, чем мечтать о переделе богатств.

Логичная схема, настолько привычная западному сознанию, что воспринимается как аксиома и чуть ли не как Богом устроенный общественный порядок. Вот только мы опровергаем эту социологию. У нас именно средний класс (или те, кто себя таковым считает) требует от государства и бесплатной помощи, и защиты, и отнять-поделить.

Почитайте, что пишут в соцсетях, а иногда и в СМИ, многие наши журналисты-редакторы, рестораторы-креативщики, коучи и эксперты. Для начала они требуют, чтобы государство предоставило им бесплатные парковочные места, причем в количестве, превышающем спрос (а иначе откуда возьмутся свободные квадратные метры асфальта, да еще в любом месте и в любое время?). И возмущаются, если их машину эвакуировали.

Автору этих строк тоже не нравится, что творят дельцы, получившие право на эвакуацию. Но это не значит, что нарушитель не должен быть наказан. Нарушитель, причем идейный, – это тот самый небедный гражданин (слово «гражданин» здесь не в полицейском, а в общественном смысле, хотя и иронией), который хочет, чтобы из скудного местного или регионального бюджета было профинансировано обустройство бесплатных парковочных мест на муниципальной или государственной земле. Для этого, понятное дело, придется немного прижать бедных. Не богатых, а именно бедных. Ведь это они – безлошадные – путаются под ногами на переходах и тротуарах (а что делать владельцу иномарки, если кроме тротуара негде припарковать главный атрибут среднего класса?) и создают пробки, перемещаясь на работу в троллейбусах. И это они – неспособные заработать – просят платить из бюджета социальные пособия плюс финансировать бесплатное образование и бесплатную медицину.

Хотя с медициной все не так просто. Потому что платная медицина по качеству услуг мало чем отличается от бесплатной (это вам любой представитель нашего среднего класса убедительно обоснует), а если не видно разницы, зачем платить больше? Так что наш средний класс ломанется в поликлинику по месту жительства, устроит скандал в регистратуре, откажется сдавать шубу в облезлый гардероб (плечиков нет, ну не крючок же шубу вешать?), разгонит бабулек в очереди и посоветует врачихе почитать на медицинском сайте, как правильно лечить пациентов. Знай наших! Мы за себя постоять умеем, потому что средний класс как-никак.

Но главная беда нашего среднего класса в том, что он еще и не хочет быть средним классом. Когда студенты рассуждают о том, что нам надо сформировать этот самый класс как основу гражданского общества, люблю остановить их простым вопросом, а кто из вас хочет быть средним классом? Обычно моя поднятая рука оказывается единственной.

Мы все глядим в Наполеоны, как подметило наше всё, а стать основой общества – много работающей, сытой и самодостаточной – мало желающих. Поэтому наш так называемый средний класс – это на самом деле не средний класс, а те, кто хочет или хотел стать богатым и вершить судьбы миллионов презренных тварей, но почему-то не смог. И теперь это тот самый агрессивный бедняк, который по Аристотелю грезит пересмотром результатов приватизации и по Гоббсу натравливает Левиафана на несправедливо разбогатевших.

И выходит, что с требованием отнять и поделить не выступает только пресловутая прослойка – бюджетная интеллигенция, которая служит в гос и мун учреждениях и за жалованье, позволяющее не обеднеть окончательно, но не оставляющее шанса дотянуться до среднего класса, выполняет свою социальную миссию, не изменившуюся с догомеровских времен.

По-моему, наш единственный шанс на стабильность – повысить жалованье этих врачей и учителей до уровня доходов среднего класса. Ну пусть хотя бы до нижней планки. Тем более, что все остальные давно так сделали. И это помогает им избежать напророченной автором «Левиафана» «войны всех против всех».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 1 марта 2017

Заголовок в газете: Национальные особенности среднего класса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру