Консервация кризиса в Арзамасе, кому это выгодно?

Региональная конфликтология: с мэром рекомендовали подождать

15 февраля 2017 в 16:10, просмотров: 1755

Переход местного самоуправления в Арзамасе с «двуглавой» системы на «одноглавую» откладывается на неопределенный срок. Назначенное на 10 февраля заседание конкурсной комиссии по отбору претендентов на мэрский пост не могло стать легитимным – губернатор Валерий Шанцев не назначил своих представителей в комиссию.

Консервация кризиса в Арзамасе, кому это выгодно?
Фото: Ярослав Гунин

На «юридическом крючке»

Напомним историю конфликта: глава администрации Арзамаса Игорь Киселев, которому в октябре прошлого года депутаты гордумы, предъявив список претензий, рекомендовали уйти в отставку, в отставку не ушел. Но в январе 2017 года досрочно сложила полномочия глава города Татьяна Парусова. Гордума Арзамаса 19 января отставку приняла (врио назначен заместитель председателя гордумы Михаил Мухин), и вслед за этим 14 депутатов из 25 обратились во фракцию, местный политсовет и президиум регионального политсовета «Единой России» с просьбой «о поддержке своего кандидата – Татьяны Парусовой». Согласно областному законодательству муниципалитет должен был перейти на одноглавую систему управления. (Последние выборы глав города и администрации в Арзамасе прошли осенью 2015 года.)

Однако Игорь Киселев не согласился и подал заявление в суд, где просил признать незаконным решение гордумы о переходе Арзамаса на одноглавую систему управления и о внесении изменений в Устав города. Такой сценарий наверняка коррелировался с позицией областной власти и кураторов Арзамаса среди замов губернатора.

Именно судебными разбирательствами объяснили в государственно-правовом департаменте области «неназначение» членов конкурсной комиссии от облправительства.

«На сегодняшний день областной суд своим определением (от 18 января 2017 года) применил ограничительные меры по новому Уставу города Арзамас в части перехода на одноглавую систему. Кроме того, на 17 февраля назначено очередное заседание областного суда по заявлению главы администрации города об обжаловании решения Арзамасской городской думы о внесении изменений в устав муниципалитета. Комиссия может быть сформирована только после завершения судебного разбирательства», – заявили в облправительстве.

Хотя сама идея перехода к одноглавию была инициирована губернатором Валерием Шанцевым, двуглавая система была признана неэффективной и закон депутаты Законодательного собрания приняли еще 26 мая 2016 года.

«Фракция местного отделения “Единой России” в гордуме Арзамаса не считает возможным рассматривать вопрос о кандидатурах на пост главы МСУ до завершения всех необходимых процедур по переходу на новую систему управления в Арзамасе, – сказал корр. “МК в Нижнем Новгороде” Константин Аргентов, секретарь местного отделения партии. – Имеются в виду не только судебные разбирательства по оспариванию изменений в Устав города, и другие правовые согласования. Процесс по формированию новой системы местного самоуправления должен иметь прозрачный, четкий, легитимный характер, соответствовать федеральному, региональному и местному законодательству. Спешка здесь не нужна».

В гордуме Арзамаса констатировали, что в таком случае все действия, конечно, будут отложены.

Правда, ранее ряд депутатов в Арзамасе говорили, что сталкиваются с давлением из-за чересчур большой активности в связи с переходом к единоначалию.

Татьяне Парусовой при таких обстоятельствах заявлять свою кандидатуру не имело смысла.

Срок подачи документов на участие в конкурсе завершился 8 февраля. Изъявили желание только двое: экс-мэр города Михаил Бузин, выдвинутый ЛДПР, и заместитель главы администрации Арзамаса по административно-правовым вопросам и внутренней политике Александр Камаев.

«Результат, который партия “Единая Россия” получила в сентябре по выборам в Арзамасе, был действительно прорывом для нашего города с его сложной политической историей, – говорит экс-мэр города Татьяна Парусова. – На огромном количестве встреч постоянно звучал вопрос о возможности перехода к единоначалию как более стабильному, прозрачному управлению с понятной системой персональной ответственности за результат. Решение о досрочном сложении полномочий принималось мною, конечно, с надеждой на то, что переходный период пройдет в максимально сжатые сроки и безболезненно для города и жителей. К сожалению, в этот период фракционно решение о выдвижении кандидата на конкурс принято не было. С повестки местного политсовета вопрос о выдвижении кандидата был снят. Не могу комментировать причины данного решения: уверена, что раз оно было принято, для этого имелись основания».

Местная аномалия

«Ситуация в Арзамасе напоминает театр абсурда, – считает депутат Законодательного собрания Антон Москалев. – Мне совершенно непонятно, что за особое правовое поле возникло именно для города Арзамаса, когда еще в июне прошлого года все муниципалитеты получили разъяснения государственно-правового департамента, что изменения в 152-З, касающиеся возможности перехода на новую систему управления, действуют и в случае истечения срока полномочий, и для случаев досрочного сложения полномочий главой МСУ.

Мои коллеги в комитете по вопросам государственной власти и местного самоуправления ЗСНО также дали однозначную трактовку принятому ими закону, а именно что в случае досрочного сложения полномочий главой МСУ избрание высшего должностного идет уже в соответствии с новой моделью управления – избрания главы МСУ с полномочиями главы администрации.

Мы имеем уже три аналогичных случая перехода муниципалитетов от двуглавой к одноглавой системе управления на основании досрочного прекращения полномочий глав МСУ в рамках действующего Закона области № 152-З, с учетом изменений, внесенных в прошлом году.

Однако в Арзамасе ситуация все больше напоминает театр абсурда. Чисто техническая процедура как снежный ком стремительно обрастает непонятными “особыми” мнениями различных чиновников. Ко мне поступило обращение подавляющего большинства депутатов городской думы в связи с тем, что прокуратура г. Арзамаса направила свои разъяснения о недопустимости применения норм 152-З в случае досрочного сложения полномочий главой МСУ, а именно о невозможности перехода на одноглавую систему управления.

Иными словами, думе рекомендовано воздержаться от принятия данного решения. Однако в Дивеевском, Дальнеконстантиновском, Балахнинском районах в аналогичной правовой ситуации переход на одноглавую систему не вызвал никаких сомнений у соответствующих территориальных органов прокуратуры. Непонятно, существует ли единая позиция прокуратуры области по данному вопросу, поэтому я направил поступившее в мой адрес обращение депутатов к прокурору области О. Ю. Понасенко и дополнительно свое обращение как депутата ЗСНО с просьбой разъяснить возможность применения норм 152-З в случае досрочного прекращения полномочий главой МСУ, учитывая обстоятельства уже избранных глав МСУ в ряде муниципалитетов».

Действительно, почти мгновенно «свершилось единоначалие» в Дивеевском районе, главой стал чиновник из министерства внутренней политики. В начале февраля 2017 года состоялся переход на одноглавую систему в Балахне после досрочного сложения полномочий главы МСУ Александра Глушкова, который в сентябре 2016 года стал депутатом Заксобрания.

Но в отношении Арзамаса областные власти, которые форсировали введение единоначалия в районах, теперь демонстрируют избирательное применение «инструмента». Там, где можно продавить лояльного Кремлю кандидата, смена управления проходит гладко; там, где появляется альтернатива от местного сообщества или самостоятельная фигура, начинаются игры правотворцев.

«Очаг» напряженности

Если докапываться до причин кризиса в Арзамасе, то они созревали не один год, корни уходят в экономику города, во взаимоотношения муниципалитета с областной властью, нереализованные амбиции, в городе сформировалось несколько центров влияния. Разрешение конфликта откладывалось в соответствии с политическим календарем – то выборы губернатора, то в Госдуму, в Заксобрание, случались примирения, компромиссы. Но, похоже, запас терпения в прошлом году иссяк.

Поводом для арзамасского «бунта» стал очередной передел в жилищно-коммунальной сфере. Самые денежные местные предприятия – водоканал и тепловое МУ ТЭПП – давно находились, с одобрения местной исполнительной власти и областного руководства, под внешним управлением, якобы чтобы помочь выйти из кризиса. Но на самом деле хозяйство не развивалось, а из предприятий банально уводили средства. При этом были огромные долги перед поставщиками. Немецкий «Ремондис» грозился вкладывать в местный водоканал, но все закончилось пшиком, инвестор поспешил унести ноги.

И вот глава администрации Арзамаса вознамерился отдать ключевое муниципальное предприятие МУТЭПП в концессию на 30 лет областной компании АО «НОКК». По словам депутатов из Арзамаса, условия этой компании, которая находится под контролем замгубернатора Александра Байера, очень жесткие и невыгодные городу и горожанам, инвестиционный тариф и прочее. Причем НОКК хотела брать теплохозяйство без выплаты долгов, вкладывать больше не в перекладку теплотрасс, а в котельные, где гешефт больше. Против таких мероприятий выступили ряд депутатов, в том числе и Парусова.

Но в этом проекте, в свою очередь, заинтересован замгубернатора Александр Байер: модернизация ЖКХ, сдача в концессию котельных и водокачек стали вдруг федеральным трендом и показателем для региона – трамплин для карьерного продвижения. И вдобавок концессионные контракты интересны ряду банков и частных инвесторов при условии обеспечения хорошей маржей за счет потребителей. А Арзамас платит стабильно, и население тоже.

Очевидно, что разрешение конфликта в Арзамасе областные власти хотят заморозить, однако юридически кризис не уберешь. Может выйти как раз наоборот, конфликт начнет раскручиваться. Влиятельное бизнес-сообщество города и жители требуют разрешения неопределенности.

«Двуглавие» похоже на «безглавие»

«Арзамасу нужна команда с едиными интересами, – считает Виктор Годухин, генеральный директор АОКБ “Импульс’. – Городу сегодня трудно, и политические распри его только ослабляют. Многие горожане, шесть лет наблюдавшие, как показывает себя в работе двуглавая система управления муниципалитетом, убедились, что две головы у власти – это опасный путь. там уже заложена возможность кризиса, и он обязательно проявляет себя в сложные времена».

«Итоги деятельности органов МСУ Арзамаса за несколько последних лет свидетельствуют, что двуглавая система управления не оправдала возложенных на нее ожиданий, – говорит Галина Трофимова, директор Арзамасского медицинского колледжа. – При существующей двуглавой системе, к сожалению, большое значение приобрел человеческий фактор, который зачастую не дает возможность принимать оперативные и адекватные управленческие решения. Увеличилось число инстанций прохождения данных решений, что, безусловно, снижает эффективность управления. При одноглавой системе значительно возрастает роль и ответственность главы МСУ, но это делает процедуру менеджмента более эффективной. Считаю, что наиболее достойной кандидатурой на роль единой главы управления Арзамаса является Татьяна Парусова, которая уже доказала, что способна справиться со всем спектром управленческих проблем и имеет четкое видение развития городского хозяйства».

«Решение о переходе на одноглавую систему управления города мне кажется продуманным и своевременным, – уверен Андрей Шперлинг, директор завода “Рикор Электроникс”. – Руководство города должно быть единым. Как промышленник подтверждаю, что это положительно влияет на качество управленческих решений. Если при этом будет достигнута экономия бюджетных средств, то такое изменение модели управления будет положительно воспринято простыми арзамасцами. От политических разногласий уже устали горожане, руководители предприятий, определяющих наполнение бюджета, представители бизнеса. Существующее “двуглавие”, похожее на “безглавие”, более продолжаться не должно».



    Партнеры