Галина Клочкова: «Сильный парламент – лучшая защита от революций»

На время новогодних каникул разгоревшиеся в декабре страсти в Законодательном Собрании Нижегородской области поутихли. Однако эхо боев, в которых принимался областной бюджет, откликается до сих пор. И оно говорит, что «перестрелка» между соседними корпусами Кремля была вызвана отнюдь не сиюминутными причинами. Означает ли это, что и в новом году мы станем свидетелями острой политической борьбы во власти, которая забыла, что ее ветви растут из одного древа?                  

Галина Клочкова: «Сильный парламент – лучшая защита от революций»
Галина Клочкова. Фото: журнал "Столица Нижний"

Депутат Законодательного собрания от партии «Справедливая России» Галина Клочкова не делает прогнозов, но в одном уверена – депутат представляет интересы народа и потому должен иметь позицию по всем ключевым вопросам общественной жизни и отстаивать ее, несмотря на давление.  

– Назовите по одному событию в мире, России и Нижегородской области, которые произошли в 2016 году и являются, на ваш взгляд, наиболее значимыми?

– В международной повестке – это появление темы национальной идентичности. Столкновение института государства с вызовом, который возник ни вследствие пропаганды и манипулирования общественным мнением, но в связи с назревшей необходимостью появления новой этической программы для человечества, необходимостью дать ответ на вопрос «что есть государство, для чего и для кого оно существует?».

Во внутренней российской политике прошедший год запомнился парадоксальной ситуацией: почти полное отсутствие общественного интереса к политике на фоне крупных политических событий – выборов в Государственную думу и региональные парламенты. Политики не было и в партийных повестках. В них говорилось о простых и конкретных вещах – строительстве школ, благоустройстве парков, социальных выплатах, рабочих местах и так далее. Никакой борьбы идеологий, как в начале 2000-х.

Характер происшедших в обществе перемен еще предстоит понять, но уже сейчас мы можем их анализировать, в том числе на примере нижегородского региона. Противостояние, которое началось в Законодательном собрании сразу после выборов, было попыткой обратить внимание на то, что личность, участвующая в общественно-политической жизни, должна быть понята и принята, потому что ей есть, что сказать и сделать. Это была попытка донести тот факт, что обезличенный институт власти превращается в принтер, если отдельные люди, способные аккумулировать настроения общества, не формулируют правильные вопросы.

– Противостояние, о котором вы говорите, исчерпано или оно будет продолжаться?

– Новый год отмечен знаменательной датой – 100 лет Октябрьской революции. Мне кажется, это событие знаковое. Нам словно дается повод переосмыслить опыт парламентаризма в нашей стране и в нашем регионе. Представительная ветвь власти – это не клапан для стравливания пара, укрывшись которым исполнительная власть делает, что пожелает. Депутаты не могут этого позволить. Если завтра общество будет чем-то недовольно, оно, прежде всего, спросит не с чиновников правительства, а с тех, кто был избран путем всенародного голосования.

Процесс придания парламенту его истинного значения и роли, который мы наблюдали в конце 2016 года, думаю, продолжится. Он не может протекать гладко. Степень личной ответственности любого депутата велика, но у того, кто пришел со своей конструктивной программой, пришел не сидеть, время от времени поднимая руку, а бороться за интересы своих сограждан, она еще больше. Не каждый готов ее принять.

– С какой программой пришли вы?  

– Депутат Законодательного собрания – это эксперт, профессионал в той или иной сфере. Я работаю в образовании, обладаю достаточным опытом и намерена добиваться позитивных перемен на этом направлении. Для меня очевидно, что государство должно вкладывать больше средств в развитие образовательной инфраструктуры. Школа – важнейший социальный институт, который должен быть не менее оснащенным и современным, чем вокзал или торгово-развлекательный центр. Родители не могут содержать его на свои деньги.

Нас долгое время убеждали, что денег нет, что изыскать дополнительные средства на образование нельзя. Но, как оказалось, можно. Конечно, для этого приходится дополнительно работать, иногда даже менять устоявшиеся взгляды, пересматривать приоритеты. Да, придется это делать. Не можете – уходите. Чем вообще заняты чиновники, что у них нет такой возможности? Министерство образования Нижегородской области, например, работает, как силовая структура – проверки, контроль, снова проверки. Может быть, лучше заняться конкретной помощью директорам школ? Образованию нужны люди, которые в состоянии продвигать идеи в русле федеральных стандартов. Говорить о том, что на это нет бюджета нельзя. Есть бюджет. Вопрос в том, каким образом он расходуется, какое участие в бюджетном процессе принимают родители, работодатели, общественные организации, которые могут взять на себя некоторые функции государства. Я думаю, потенциал нынешнего состава регионального парламента достаточно высок, чтобы в этом разобраться, грамотно сформулировать запрос к исполнительной власти и добиться принятия необходимых мер. Впереди год, чтобы осознать приоритеты и руководствуясь ими принять следующий областной бюджет.

– Вы говорит о чиновниках во множественном числе, но для большинства нижегородцев эту безликую чиновничью группу олицетворяет губернатор. К нему накопилось много вопросов. У вас они есть?  

– Парадоксально, но вопросы к нашему губернатору связаны с тем, что является, может быть, его лучшей чертой. Это человек с высочайшим уровнем личной ответственности. Но единственный главный человек не может делать все. Даже суперпрофессионал. У нас большой город. Наверное, можно представить, что он в состоянии самостоятельно жить и решать, куда ему вкладывать бюджетные деньги. Мы видим эффект карточного домика. Министры валятся один за другим, губернатор должен страховать всех, а это нереально. Кто из нас готов оставить свою работу и занять место министра в правительстве нашего губернатора? Я не знаю таких людей. Ведь министр должен сверять свой курс с губернатором, который, кстати, мыслит современно, умеет признавать ошибки и двигаться вперед, но такую возможность он не получит. Сверяться придется с заместителями главы региона, а это значит, работать с искаженной информацией. Кроме того, степень личной ответственности губернатора заставит этого человека испытывать постоянный страх за свои действия, боятся сделать что-то не так, как считает руководитель, совершить ошибку, оказаться несостоятельным. В конце концов, он начнет поступать только так, как от него требуется, делать все, чтобы не создавать проблем, то есть перестанет нормально работать, выполнять свои обязанности министра.   

– Хороший, но авторитарный губернатор подавляет инициативу?

– Это типичная проблема хороших руководителей постсоветской эпохи, благодаря которым Россия устояла после распада СССР. Они на себе, на своей личной силе удержали страну. И теперь представить, что кто-то может мыслить иначе и при этом работать не хуже, им сложно. Поэтому, когда речь заходит о преемственности исполнительной власти в Нижегородской области, нужно понимать, что губернаторское место не синекура. Это вызов для новой управленческой стратегии, новой кадровой политики, честных контрактных взаимоотношений, которые мотивируют человека предъявлять свои профессиональные возможности, а не прятаться за должностной инструкцией. Сегодня министры приходят в парламент и говорят депутатам – так делать нельзя. Хорошо, но тогда скажите, что нужно изменить в законе, чтобы вы смогли это сделать. Что от нас требуется, чтобы вы смогли улучшить качество жизни людей? Мы не видим содержательной работы правительства. Проверки, контроль – на это их хватает, но дальше не получается. И вновь и вновь один человек идет к людям, едет в поле, в деревню, на городскую свалку, лично выясняет проблемы и говорит: «Я все решу!». Воля проявлена, задачи поставлены, за дело берутся исполнители – те самые, которые не обладают собственной инициативой, а только в лучшем случае рвением, чтобы исполнить высочайшее поручение. На этом этапе происходит сбой. Потому что тот, кто боится ошибок, совершает их еще больше.

Дело еще в том, что нельзя равнять других людей на свой уровень ответственности. Это должен понимать любой менеджер. Ошибки делают все. Но только тот, кто сумел создать эффективную команду, оказывается в длительном управленческом фаворе. Авторитарный руководитель рано или поздно сойдет с дистанции, будь он хоть семи пядей во лбу. Информация искажается на самом коротком отрезке. Будучи директором школы, я это отлично знаю. Заведующий учебной частью передает мое поручение учителю и спустя время, беседуя с исполнителем, я понимаю, что он делает что-то совершенно иное. Могу себе представить, как это происходит в аппарате правительства, где на каждой такое поручение необходимо заполнить кипу документов.

– С этим столкнется любой, кто окажется на месте губернатора.

– Совершенно верно. Это загадка принцессы Турандот – или угадаешь или жить не будешь. Но разгадка, на мой взгляд, очень проста. Если губернатор доверяет представительной ветви власти, то она и есть его опора. Во-первых, она сменяема – выборы в парламент проходят каждые пять лет. Во-вторых, это власть, которая работает с людьми непосредственно. И в-третьих, она готова разделить с губернатором всю полноту ответственности, ведь именно депутаты голосуют за бюджет, они участвуют в распределении средств. Не министры, а представители народа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру