Зоопарк «Лимпопо» назвали главной достопримечательностью Нижнего Новгорода

Сегодня много говорится о увеличении турпотока в Нижний Новгород и Нижегородскую область. Специалисты ломают копья в поисках, чем бы завлечь путешественников. Меж тем главной достопримечательностью города, по мнению посетителей сайта tripadvisor.ru, оказывается не Нижегородский кремль (четвертое место) и не Чкаловская лестница (второе), а зоопарк «Лимпопо».

Зоопарк «Лимпопо» назвали главной достопримечательностью Нижнего Новгорода
Владимир Герасичкин. Фото: Евгений Алексеев

Для меня однажды стало откровением, что турфирмы из Владимира, например, заманивают ехать в Нижний Новгород, обещая посещение «лучшего в Поволжье зоопарка» и канатной дороги. Впрочем, для создателя и директора «Лимпопо», депутата городской Думы Владимира Герасичкина это не новость.

– К нам много приезжает из Владимирской области, Костромы, других регионов, – рассказывает он. – В каникулы я однажды на парковке более 20 туристических автобусов насчитал.

– Как животные морозы переносят? Особенно такие сильные, как в начале нынешнего года были.

– Холодно всем. Они и в природе так же мучаются, когда морозы. Усиленный рацион, даже немного вина даем. Оленям в теплую воду добавляем. Кладем соломы побольше, животные закапываются полностью.

– У вас подкупает то, что с животными можно пообщаться, их покормить…

– С одной сторону, это хорошо, а с другой – не очень. Прежде всего для самих животных. Люди приносят, например, хлеб целыми батонами. У животного от такого количества могут большие проблемы быть. В желудке начинаются процессы брожения, живот раздувается. От этого может погибнуть. Мы поставили специальные ящики. Люди могут положить корм, который принесли, чтоб его потом отдали животным или чтобы потом забрать домой.

– Отзывы, конечно, читать приятно, но за этим ведь работа огромная.

– Мы справляемся. Обидно только одно – не помогает власть. Совсем. Два раза к губернатору обращались с просьбой снизить налоговую ставку. Отказали с формулировкой «В связи с трудным экономическим положением». А у меня оно не трудное? Мы потеряли 24% посещаемости по сравнению с предыдущим годом. Начиная с сентября падение – 48%. А животных нужно кормить, персоналу зарплату платить. Корма постоянно дорожают. Фрукты вон возьмите. Обезьяне не скажешь «Извини, дорогая, сегодня ты ела один банан, а завтра – полбанана. И манго мы исключаем из рациона».

– Но кто-то помогает все же?

– В других зоопарках я с директорами разговаривал. Они никогда не называют суммы годового бюджета. Но примерно он делится так: 60% составляют поступления из муниципальных, региональных бюджетов, 40% – собственные доходы, спонсорская помощь. У нас очень немногие животные находятся под опекой. Предпочитают тех, чье содержание не очень дорогое – до 20 тыс. в месяц. Олег Сорокин (вице-спикер ОЗС), правда, опекает тигров. Им мяса много нужно. Я боялся первое время хищников заводить. Дома кошку держишь, и то думаешь, чем кормить. Первым волка привез: ему 3 кг в день мяса. Причем не костей, как собаке. Он плохое не ест, если не в крайней степени голода. Плюс – раз в неделю живой корм: кролик либо курица.

– Государство не помогает и даже немного вредит?

– Сейчас не вредит. Это раньше, при Вадиме Булавинове, не давали ни земли, ничего. Убивали просто. Помогли журналисты, была поддержка. Боялись сильно давить. А сейчас уже мы на ноги встали. Я силу чувствую.

– То, что вы стали депутатом городской Думы, помогает зоопарку?

– Наоборот, оттаскивает от зоопарка. Знаете, сколько обращаются за адресной помощью? Больше даже администрации районов. Как будто депутат-миллионер сидит на мешке с деньгами. Ребята, я представитель народа. Откуда у меня деньги? Они все у вас. Поначалу помогал, а потом думаю: ну что ж такое! Иногда люди ходят, им помочь нечем. Ну, в прошлом году я, правда, улицу заасфальтировал за свои деньги, школе столовую отремонтировал. Зашел туда, так все печально: на полу кусок линолеума, кусок плитки, стены обшарпанные. Думаю, какой тут аппетит будет! Так что-то жалко стало. У нас фонд депутатский есть – 500 тыс. рублей на год. В Пензе на депутатские дела 2 млн дают, у меня там коллеги-депутаты. А у нас миллионный город – 500 тыс. Как я должен их поделить? Решил, что не буду на кусочки рвать. В Сормовском районе на детскую площадку 50 тыс. рублей, а остальное – на школу. И своих еще 300 тыс. добавил, чтобы отремонтировали столовую. Весна придет, начнем зарабатывать – может, еще что-то сделаем.

– Наступивший год объявлен Годом экологии в России. Вы как заместитель председателя комиссии городской Думы по экологии какие проблемы в первую очередь видите?

– Если брать экологическую сторону работы парков, например, нужно признать, что политика их разрушения, которая была в последние годы, неправильная. Сейчас тяжело этот процесс остановить. Возьмите любой парк, который у нас есть, и вы это увидите. Люди возмущаются пивнушками, шашлычками. Конечно! Зачем это в парке? Иногда приезжаешь в другой город, в российский даже, идешь в парк: ни одного мангала, ни одной разливнушки. У нас же идут будто отдых – это выпить. Зачем? Детям показать, что ты пьешь? Мне очень стыдно было, когда иностранные туристы увидели проходившую мимо зоопарка компанию нижегородцев с пивом. И все курили. При этом с ними шли дети. Иностранцы проводили их взглядом и долго потом обсуждали. Для них это была дикость.

Я тогда запретил продавать сигареты и курить на нашей территории. Когда закон вышел о запрете курения, я очень обрадовался. Хочу, чтобы борьба эта не останавливалась.

Нужно учитывать опыт более цивилизованных стран. В той же Чехии просто невозможно спилить дерево. Нужна специальная комиссия, соглашение о компенсации… У нас сотнями пилят и возмущаются только тем, что нет денег на эту спиловку. Мы не подходим к каждому дереву индивидуально. Есть какое-то упущение в работе комитета по экологии ОЗС. Даже не комиссии – этот вопрос нужно решать в региональном масштабе.

– Сейчас разработана концепция благоустройства парков. Станет ли лучше?

– Хотелось бы, чтобы вынесли полный запрет на любые строения в парках. Временные нужно согласовывать. И обязательно архитектурно. Вспомните, даже в СССР какие были строения в парках: беседки, зеленые театры. Сейчас любую домушку склепал – пожалуйста, сидит счастливый предприниматель. Что же мы делаем? И нужна какая-то жесткая контролирующая сила. Принять-то можно. А дальше? Кто будет следить за выполнением? Департамент культуры?

– А с существующими объектами что делать? Сносить?

– Вот в этом и вопрос. В этом плане мне вспоминается Николай Сатаев, когда сносил незаконно построенное. Нужно, значит, создать комиссию, включить в нее представителей всех заинтересованных структур, объехать все парки и по каждому объекту конкретно решить: украшает он город или наоборот. А то мы ни аллеи красивые не делаем, ни площадки. Даже дорожек не прокладываем! Шашлычная, мангал – и все. В Москве-то смогли справиться! Какие центры поломали.

Тут нужна позиция власти. А пока ее нет. Губернатор в области что-то делает, районы поднимает, а из города все деньги выгреб и только как подачку: нате вам на это чуть-чуть, нате на другое. Так нельзя. Ты губернатор, принимаешь делегации. Ты же не в Тонкино ее везешь, не в Кстово. Неужели не стыдно?

– Да, Владимир Путин приезжал на завод 70 лет Победы, и все думали, как же его повезут по нашим дорогам.

– Кругами возили. А как еще? С дорожниками говорил: «Ой, мы тут неделю выметали объездную». Вы почему ее каждый день не убираете?

– И как же нам обустроить Нижний Новгород, чтоб было не хуже, чем у вас в зоопарке?

– Нужно много работать, перестраивать. Причем не сидя в кабинете. Давать больше полномочий районам города. Глава администрации отвечает за все, но реальных рычагов власти у него практически не осталось. У районов даже счета нет. Если мы хотим что-то поменять, давайте укрупнять. Сормовский район с Московским объединим. Они же были когда-то одним. Давайте посчитаем, что выгоднее. Нужно что-то менять, работать ежедневно. Жизнь-то идет, идет, а потом – все. Смотришь, что ты сделал? Живот наел? Нужно создавать условия. Для людей, для работников, для посетителей, для животных в зоопарке. А если денег не хватает – думай, на чем сэкономить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Владимир Герасичкин: «Нужно работать ежедневно»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру